Почему выросли цены на бензин и как их планируется стабилизировать — замглавы АМК

     Замглавы Антимонопольного комитета Фаррух Карабаев перечислил причины повышения цен на бензин и рассказал, какие меры принимаются для стабилизации цен. В частности, планируется установить минимальную норму по объёмам бензина, выставляемого на бирже, и начать реализацию Аи-80 небольшими лотами до 1 тонны, чтобы создать возможности для малых заправок.
     Рост стоимости автомобильного бензина в Узбекистане связан с повышением спроса на внутреннем рынке и частично конъюнктурой мирового рынка нефтепродуктов. Об этом на брифинге 16 ноября сообщил заместитель председателя Антимонопольного комитета Фаррух Карабаев.
     Причины роста цен:
     По словам Фарруха Карабаева, спрос на бензин в стране за последние два года увеличился с 1,1 миллиона до 1,3 миллиона тонн. Если с января по апрель 2021 года в среднем на бирже продавалось 54 тысячи тонн бензина в месяц, то в мае-октябре этот показатель вырос до 84 тысяч тонн.
     Замглавы АМК отметил, что котировки нефти марки Brent выросли на 53%, но цена на бензин в Узбекистане выросла ещё больше.
     «Частично при производстве бензина мы используем импортное сырье, в том числе при производстве бензина Aи-80, но в основном для производства высокооктанового бензина», — сказал он. Представители «Узбекнефтегаза» позже подтвердили корреспонденту «Газеты.uz», что бензин Аи-80 производится из местного сырья.
     Импорт готового бензина также значительно вырос за последние два года. В 2020 году было завезено 188 тысяч тонн бензина, а за первые 10 месяцев этого года — 221 тысяча тонн. В основном импортируется высокооктановый бензин Аи-92 (154 тысячи тонн), сообщил Фаррух Карабаев.
     «Однако, учитывая тенденцию к росту цен на сырьевые товары с начала года, импорт готовой продукции сократился по сравнению с началом года. Например, если взять бензин Аи-80, который в мире производят мало, то его импорт снизился в 7 раз. Объём импорта бензина марки Аи-92 вырос в 1,5 раза по сравнению с началом года», — заявил он.
     Замглавы комитета назвал вторым «очевидным фактором» монопольное положение некоторых отечественных производителей нефтепродуктов. Кроме того, возможности малых и средних покупателей приобретать бензин на бирже «несколько ограничены».
     В январе-ноябре на биржевые торги было выставлено 869 тысяч тонн бензина, из этого объёма 85% составляет бензин Аи-80, оставшуюся часть — Аи-91. Бухарский нефтеперерабатывающий завод производит 76% бензина в Узбекистане, Ферганский НПЗ — 10%, остальные 14% — разные мелкие производители.
     «При этом, если в октябре в сутки на торги выставлялось 4500 тонн бензина, то в ноябре этот показатель упал до 2400 тонн, то есть сократилось предложение. Сокращение предложения бензина на внутреннем рынке, конечно, создало давление на цены», — сказал он.
     Фаррух Карабаев также признал, что нефтеперерабатывающие заводы выставляли на биржу лоты, которые были доступны в основном крупным игрокам, то есть в объёмах не менее 60 тонн (норма железнодорожного вагона). Это, в свою очередь, ограничивало возможности малых заправок и создавало ценовое давление.
     По его словам, у крупных оптовиков и нефтебаз больше финансовых возможностей и, прежде всего, имеется складская инфраструктура для хранения нефтепродуктов, что ставит их в преимущественное положение на биржевых торгах и также влияет на ценовую ситуацию.
     Меры для стабилизации цен:
     Антимонопольный комитет, Министерство экономического развития и сокращения бедности, Узбекская республиканская товарно-сырьевая биржа, Счётная палата и Министерство финансов совместно создали рабочую группу, которая изучает «обоснованность расходов» компании «Узбекнефтегаз», Бухарского и Ферганского НПЗ, нефтебаз и других производителей, связанных с производством, хранением и доставкой бензина. Кроме того, группа работает над оптимизацией цен и выявлением резервов для снижения стоимости продукта.
     Фаррух Карабаев отметил, что рабочая группа совместно с Министерством энергетики и Министерство инвестиций и внешней торговли изучают возможности для расширения географии поставок бензина в Узбекистан, чтобы «насытить внутренний рынок». Он подчеркнул, что ранее основным поставщиком бензина был Казахстан, но страна ввела шестимесячный запрет на экспорт топлива. В связи с этим сейчас Узбекистан закупает бензин из России, где «трейдеры, воспользовавшись ситуацией на мировых рынках, пытаюсь повлиять на цены».
     По итогам изучения рабочая группа предписала Бухарскому НПЗ и другим производителям:
производить и выставлять на бирже не менее 3000 тонн бензина в день;
выставлять на биржу минимум 20% бензина Аи-80 лотами объёмом не более 1 тонны (сейчас — 60 тонн), включая бензин, вырабатываемый «Узбекнефтегазом» на давальческой основе из местного сырья. По словам замглавы АМК, в последние месяцы на биржу в основном выставляется бензин на давальческой основе;
доставлять бензин покупателям небольших лотов (не более 1 тонны) через ближайшие к ним нефтебазы;
ограничивается предельный объём бензина, реализуемого одному покупателю в рамках одной торговой сессии: для крупных лотов — 120 тонн, для маленьких — 10 тонн.
     Фаррух Карабаев выразил надежду, что оперативные меры, принятые рабочей группой, окажут влияние на стабилизацию цен на внутреннем рынке в течение 10 дней.
Источник: gazeta.uz

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

  • сделать заказ

    сделать заказ
  • АФИША

  • Реклама

  • АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА

  • Контакты

    Узбекистан, 100000, г. Ташкент, ул. Матбуотчилар, 32

  • Подписка на новости

    Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.