В посёлке Шуртан Кашкадарьинской области завершается строительство завода Oltin Yo’l GTL – промышленного гиганта, который будет производить синтетическое жидкое топливо из природного газа.
Об этом проекте читайте в интервью Генерального директора ООО Uzbekistan GTL АБДУРАСУЛОВА Фахритдина Рауповича нашему изданию.
Завод по производству синтетического жидкого топлива, получивший название Oltin Yo’l GTL (Gas-to-Liquids, или «газ в жидкости»), строится в 1,5 км от Шуртанского ГХК. Проект общей стоимостью 3,6 млрд долл. финансируется за счёт АО «Узбекнефтегаз», ФРРУ, ГБРК, KEXIM, K-Sure, «Газпромбанк», «Росэксимбанк» и ЭКСАР. Сырьевой базой для строящегося завода является очищенный природный газ – метан Шуртанского ГХК.
– Фахритдин Раупович, когда планируется завершить строительство и ввести завод в эксплуатацию?
– Реализация проекта OLTIN YO‘L GTL сейчас вошла в заключительную фазу и по состоянию на июль 2020 г. завершена на 90 процентов. Сегодня на строительной площадке завода продолжаются строительные работы, где задействованы около 11 тыс. рабочих и специалистов, мобилизовано более одной тысячи единиц техники. Работа ведётся очень активными темпами, в несколько смен, с соблюдением, в первую очередь, правил безопасности рабочих, всех санитарно-эпидемиологических требований и контроля качества.
Завершить строительство завода планируется в конце текущего года, при этом на некоторых вспомогательных и технологических установках завода параллельно уже ведутся пред-пусконаладочные работы. На строительную площадку доставлено основное технологическое оборудование, установка которого завершается.
Уже в 2021 г. завод начнёт производить синтетическое жидкое топливо, с поэтапным выходом на полную проектную мощность.
Конечно, пандемия коронавирусной инфекции повлияла на темпы строительства завода, в связи с введёнными ограничениями на поездки была приостановлена мобилизация иностранных специалистов. Сейчас практически все консультации с иностранными партнёрами проходят в онлайн-формате, визиты специалистов на завод организовываются, по мере возможности, с соблюдением требований по карантину.
– С началом производства на заводе GTL будет значительно сокращён импорт дизельного топлива и авиакеросина в республику. Каковы запланированные мощности предприятия, и покроют ли они внутренние потребности страны?
– Завод после выхода на полную проектную мощность будет ежегодно перерабатывать 3,6 млрд куб. м природного газа – метана и производить 1,5 млн т высококачественного, экологически чистого синтетического жидкого топлива, в том числе более 307 тыс. т авиакеросина, 724 тыс. т дизельного топлива, 437 тыс. т нафты и 53 тыс. т сжиженного газа.
При этом производимая GTL нафта в дальнейшем будет направляться на объекты расширения Шуртанского ГХК для увеличения производства полимерной продукции, тем самым создав единый нефтегазохимический кластер.
Ключевым рынком для продукции GTL считается внутренний рынок. Продукция будет иметь особое значение в части обеспечения и поддержания топливно-энергетической независимости страны. Проект обеспечит импортозамещение нефтепродуктов на сумму около 1 млрд долл. ежегодно.
– Почему производимое в будущем синтетическое жидкое топливо считается экологически чистой продукцией?
– Применение стопроцентного топлива GTL в дизельных транспортных средствах будет способствовать улучшению качества воздуха за счёт сокращения выбросов. Дизельное топливо GTL сгорает практически без токсических отходов, а также снижает выбросы углекислого газа.
На фоне быстроразвивающегося энергетического рынка использование топлива GTL будет служить наиболее эффективным, рентабельным и безопасным способом снижения выбросов в атмосферу.
– Технологичное производство повышает требования к специализации и квалификации персонала. Как планируется решать вопрос с кадрами, сотрудничаете ли Вы с какими-либо вузами?