Эффективное реформирование

Перспективы «зелёной» экономики

6/2021

     Путь к устойчивому развитию через продвижение «зелёной» экономики
     Переход на путь устойчивого развития через продвижение подходов «зелёной» экономики является национальным приоритетом как в среднесрочных, так и долгосрочных планах страны. Концепция «зелёной» экономики – это модель, которая ве­дёт к улучшению здоровья и социальной справедливости населения, а также к значительному снижению опасных воздействий на окружающую среду и снижению экологического дефицита. Таким образом, «зелёная» экономика в её простейшей форме может рассматриваться как низкоуглеродная, ресурсосберегающая и социально инклюзивная модель экономики. Концепция «зелёной» экономики не заменяет концепцию устойчивого развития, но наблюдается широкое признание того, что достижение устойчивости почти полностью основывается на получении экономического права.
 
     Актуальность перехода к устойчивому развитию и «зелёной» экономике
     Старая модель «ресурсоёмкой» экономики ведёт к увеличению расходов и снижению производительности. Продолжающиеся до сих пор кризисы являются показателями этой модели и, наконец, образуют идею новой модели «зелёной» экономики, в которой материальное благополучие обеспечивается не за счёт увеличивающихся экологических рис­ков, экологических дефицитов и социального неравенства.
     За последние 4 года в Узбекистане были разработаны, приняты и реализованы различные стратегии и меры для поддержки смягчения последствий изменения климата и адаптации. Одним из отличительных признаков этого процесса реформ стало принятие в октябре 2019 г. Стратегии перехода Республики Узбекистан к «зелёной» экономике на период 2019-2030 гг., направленной на выполнение обязательств по Рамочной Конвенции по изменению климата (РКИК) Организации Объединённых Наций (ООН) в соответствии с Парижским соглашением, ратифицированного Узбекистаном в 2018 г., а также реализация Стратегии/Программы действий по пяти приоритетным направлениям развития для Республики Узбекистан на период 2017-2021 годы.
     Стратегия перехода к «зелёной» экономике устанавливает конкретные цели по сокращению выбросов за счёт повышения энергоэффективности, расширения использования возобновляемых источников энергии, повышения эффективности использования ресурсов и урожайности при обеспечении нейтрального баланса деградации земель. Узбекистан также вновь обратил внимание на решение проблем региона Аральского моря, стремясь превратить его в «зону экологических инноваций и технологий». Стратегия может только укрепить эту амбицию, в конечном итоге способствуя тому, что изменение климата не налагает ограничений на перспективы будущего роста, не подрывает достижения страны по сокращению бедности и не влияет отрицательно на продовольственную безопасность, особенно в уязвимых сельских районах.
     Узбекистан в рамках более широких экономических преобразований поэтапно инкорпорирует свою низкоуглеродную стратегию. В 2017 г. Правительство Узбекистана приступило к реализации широкомасштабной программы реформ, направленной на переход к открытой рыночной экономике с широким участием частного сектора. Хотя структурные преобразования осуществляются медленнее, чем в других странах с переходной экономикой, они являются главным приоритетом. Технологические изменения за последние годы показывают, что нам необязательно выбирать тот же путь, по которому другие страны следовали в своих переходных процессах. Появились новые технологии, которые более экологичны, эффективны и устойчивы в использовании ресурсов. Можно привести в пример существующий потенциал возобновляемых источников энергии в Узбекистане, использование которых приведёт к тем же результатам, что и при использовании ископаемого топлива.
     Принимаемые структурные меры по снижению роли государства в экономике и улучшению бизнес-среды создают возможности как для дальнейшего развития частного сектора и повышения производительности реального сектора экономики, так и для более рационального использования ресурсов, в частности энергии и воды. Переходя на «зелёный цвет» сегодня, мы адаптируем экономику и защищаем окружающую среду более эффективно. В этой связи принятая в октябре 2019 г. Стратегия перехода Республики Узбекистан к «зелёной» экономике на период 2019-2030 гг. позволяет ускорить процесс перехода. Одной из целей Стратегии является увеличение доли возобновляемых источников энергии в энергобалансе не ниже 25% к 2030 году. Это предполагает строительство солнечных элект­ростанций общей мощностью 5 ГВт, ветряных электростанций – 3 ГВт и гидроэлектростанций – 1,9 ГВт.
 
     Вместе с тем запланировано доведение доли частных инвесторов в энергетическом секторе до 30%, запускается ряд проектов государственно-частного партнёрства, пре­имущественно в области генерации электроэнергии с использованием возобновляемых источников энергии, таких как:
     ● на основе солнечной энергии реализуются 2 проекта общей мощностью 200 МВт на 200 млн долл. США с компаниями Masdar (ОАЭ) в рамках Scaling Solar 1 и Total Eren (Франция), проводятся тендерные торги по строительству ещё 2 солнечных электростанций с общей мощностью 400 МВт в рамках Scaling Solar 2 на 400 млн долл. США;
     ● на основе ветряной электростанции дан старт компании Masdar (ОАЭ) на строительство электростанции с мощностью 500 МВт за 650 млн долл. США с условием дальнейшего расширения до 1,5 ГВт. Дополнительно прорабатывается проект с компанией ACWA Power (Саудовская Аравия) по строительству двух вет­ряных электростанций общей мощностью 1 ГВт.
     Вопрос обеспечения доступа к устойчивому энергоснабжению стоит остро на повестке дня правительства. Рост спроса на электроэнергию оценивается в размере 6-7% в год (с 64,4 млрд КВт · ч в 2020 г. до 112 млрд КВт · ч в 2030 г.), для удовлетворения которого требуется установка дополнительных мощностей в объёме 15 ГВт (это около 17 млрд долл. инвестиций до 2030 г. или более 1,5 млрд долл. США ежегодно).
     Правительством республики в рамках перехода к «зелёной» экономике АО «Гидроэлектростанция» принято решение о выпуске «зелёных» облигаций «Сукук», которое соответствует приоритетам в области «зелёного» развития.
Разнообразные кризисы конца ХХ в. и последнего времени показывают неустойчивость сложившейся модели экономического развития как в мире, так и в Узбекистане. Важный недостаток этой модели – абсолютизация экономического роста в ущерб решению социальных и экологических проблем.
     Человечество пытается найти новые пути развития экономики. Основы формирования концепции «зелёной» экономики были заложены в рамках концепции устойчивого развития ещё в конце 80-х гг. прошлого века. Существует множество определений устойчивого развития, однако наиболее распространённым и общепринятым является определение, предложенное в 1987 г. комиссией ООН под руководством Г.Х. Брундлантд: «Устойчивое развитие – это развитие, которое обеспечивает нужды современного поколения, не подвергая угрозе жизненные потребности будущих поколений». В 1992 г. во время конференции ООН в Рио-де-Жанейро международным сообществом на высшем уровне была принята «Повестка на XXI век», определяющая глобальное партнёрство в интересах обеспечения устойчивого развития. Устойчивое развитие включает три измерения – экономическое, социальное и экологическое. Только при соблюдении требований устойчивости в отношении каждого из этих измерений может быть достигнуто устойчивое развитие в целом.
     Сегодня становится всё более очевидно, что главной концепцией будущего в ХХI в. является именно устойчивое развитие. Это положение нашло своё отражение в стратегических документах ООН, принятых за последнее время. Здесь можно выделить три документа: «Будущее, которого мы хотим» (2012) определяет перспективы человечества в XXI в. на основе концепции устойчивого развития, базой которого должна стать «зелёная» экономика; «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.» (2015) включает Цели устойчивого развития ООН на период 2015–2030 гг.; «Парижское климатическое соглашение» (2015), определяющее приоритеты борьбы с климатической угрозой в мире и всех странах до 2030–2050 гг., что важно для перехода к устойчивому развитию.
     В данных документах ООН удачно сочетаются как концептуальные приоритеты, так и конкретные цели, стоящие перед странами и народами. Документы снабжены количественными индикаторами и наборами мероприятий, позволяющими соответствующим правительствам планировать свои действия, направленные на выполнение выработанных решений. Таким образом, в целом можно говорить о достигнутом в мире консенсусе на развитие в ХХI в., которое связано с переходом к устойчивому развитию.
 
 
     Необходимость перехода к устойчивому развитию в мире во многом связана с осознанием критического обострения диспропорции между экономическим развитием и экологической деградацией. За прошедшие 30 лет наблюдался значительный рост мирового ВВП – свыше четырёх раз, что повысило уровень жизни сотен миллионов человек. Однако такой рост во многом был достигнут благодаря глобальному истощению природного капитала и деградации экосистем. В 2000-е гг. в мире быстро нарастали экологические проблемы: растущий дефицит пресной воды и продовольствия, изменение климата, сокращение биоразнообразия и лесов, опустынивание и многие другие. Вот только некоторые из этих проблем:
     ● В мире 40% земли деградирует из-за снижения плодородия поч­вы, её эрозии и истощения. Продуктивность земли уменьшается, что при пессимистических сценариях может привести к потере 50% потенциального урожая.
     ● Почти 1 млрд человек испытывают нехватку чистой питьевой воды; 2,6 млрд людей не имеют доступа к адекватным санитарным услугам; 1,4 млн детей младше 5 лет ежегодно умирают из-за нехватки чистой воды и отсутствия доступа к необходимым санитарным услугам. В будущем нехватка воды будет лишь усиливаться, и через 20 лет её запасы будут удовлетворять лишь 60% мировых потребностей.
 
Весь текст статьи вы можете прочитать в печатной версии журнала
 
 
Дильшод ПУЛАТОВ, д.э.н., проф., заместитель директора Института
бюджетно-налоговых исследований Министерства финансов Республики Узбекистан
 
Ахадбек ХАЙДАРОВ, заместитель Министра финансов Республики Узбекистан, соискатель

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

  • сделать заказ

    сделать заказ
  • АФИША

  • Реклама

  • АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА

  • Контакты

    Узбекистан, 100000, г. Ташкент, ул. Матбуотчилар, 32

  • Подписка на новости

    Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.