АК «Дори-Дармон» – ведущее оптово-розничное предприятие социальной направленности на фармацевтическом рынке Узбекистана. Подразделения компании являются основными поставщиками лекарственных препаратов в лечебно-профилактические учреждения Министерства здравоохранения и других государственных структур.
В интервью нашему журналу Умида Саидовна САЛИХБАЕВА, председатель Правления АК «Дори-Дармон», поделилась с читателями своим видением того, в каком направлении следует развиваться компании и двигаться всей фармацевтической отрасли Узбекистана, чтобы выйти на мировые стандарты производства и поставки лекарств.
– Умида Саидовна, расскажите, пожалуйста, какова почти вековая история компании, что является главным в миссии АК «Дори-Дармон», учитывая реалии сегодняшнего дня?
– Само название нашей организации появилось в результате ребрендинга Производственного объединения «Фармация», когда Государственная акционерная ассоциация «Дори-Дармон» стала правопреемником существовавшего до 1994 г. Главного Аптечного Управления. Ассоциация представляла собой объединение акционерных обществ, в которых присутствовала государственная доля. Тогда, на момент приватизации, в Узбекистане было 2 200 аптек, около 200 из них остались в системе «Дори-Дармон», остальные были приватизированы частными лицами.
В 1999 г. меня пригласили возглавить ГАА «Дори-Дармон». В тот период ассоциация находилась в убыточном состоянии, пользовалась арендованными помещениями, а некоторые филиалы оказались на грани банкротства. Правовой статус головной организации противоречил пониманию сущности и направлениям работы акционерных обществ – было непонятно, как ассоциация может заниматься коммерческой деятельностью. Нам понадобилось почти 6 лет, чтобы переломить кризисную ситуацию в системе наших предприятий, осуществить её финансовое оздоровление, применяя товарное кредитование, выстраивая партнёрские отношения с производителями лекарственных средств. В 2005 г. постановлением правительства «Дори-Дармон» была преобразована в акционерную компанию с государственной долей в размере 36,1 процента. В каждой области Узбекистана компания имеет региональные подразделения – это 7 акционерных и 14 обществ с ограниченной ответственностью, в распоряжении которых находятся 17 складов, 10 аналитических лабораторий, 2 192 аптеки и два производственных предприятия.
Бесперебойное обеспечение населения и лечебно-профилактических учреждений жизненно важными препаратами по доступным ценам напрямую от производителей, качество продукции которых не вызывает сомнений, – такова основная цель компании. Вместе с тем наши усилия направлены на повышение транспарентности и эффективности закупа медикаментов, распределения их в аптеки и лечебно-профилактические учреждения путём активного внедрения мониторинга и аудита цен, а также инновационных технологий в области хранения и доставки фармацевтической продукции. Мы стремимся к формированию в республике фармацевтического рынка, отвечающего практике развитых стран.
– Акционерная компания «Дори-Дармон» на протяжении нескольких десятков лет реализует важнейшие государственно-социальные задачи. Расскажите, как удаётся совмещать социальный вклад компании в развитие фармотрасли и совершенствование здравоохранения и её деятельность как коммерческой организации.
– Компания пережила различные периоды своей истории.
С 2006 г. мы динамично развиваем собственную сеть аптек, расширив её за прошедший период более чем в 10 раз.
Присутствие наших филиалов в регионах способствует проведению государственной политики по гарантированному обеспечению населения необходимым ассортиментом жизненно важных лекарственных средств, поскольку в большинстве районов есть центральные районные аптеки, через которые отпускаются медикаменты всем 13 группам пациентов льготной категории.
В системе функционируют также передвижные аптеки, которые по графикам, согласованным с хокимиятами, выезжают в отдалённые и труднодоступные населённые пункты, максимально приближая лекарственную помощь их жителям.
Наличие государственной доли в уставном фонде АК «Дори-Дармон» требует от нас исполнения важных функций: социальной – по снабжению больниц и амбулаторных учреждений необходимыми препаратами по справедливым ценам, и коммерческой – по выполнению обязательств перед акционерами в части получения прибыли и выплаты дивидендов.
Цены на лекарственные средства находятся под контролем в большинстве стран, в законодательном порядке принимающих ряд мер по сдерживанию их роста. Президентом и правительством нашей страны был предусмотрен ряд последовательных мер по реформированию фармацевтической отрасли.
АК «Дори-Дармон» принимала непосредственное участие в разработке важных документов, касающихся сферы фармацевтической деятельности.
В 2009 г. одним из знаковых решений стало введение в законодательство Узбекистана понятия «фальсифицированное лекарственное средство» и уголовного наказания за его обращение. По данным фармаконадзора, в 2010-2013 гг. наблюдалось резкое падение выявляемости фактов реализации фальсифицированных лекарств. Но в 2018 г. наказание было смягчено (при факте нарушения в первый раз предусмотрена только административная ответственность) в связи с либерализацией законодательной базы с целью поддержки малого бизнеса, в том числе аптечного сегмента. По нашему мнению, аптеки должны регулярно проверяться, и у фарминспекции должен быть к ним постоянный доступ, а за незаконную деятельность следует ужесточить наказание учредителей и работников аптек, вплоть до уголовной ответственности.
С 2017 г. был принят ряд документов по реорганизации фармацевтической отрасли: утверждена Концепция развития до 2024 г. с созданием фармацевтических кластеров, предусмотрены льготы по их налогообложению и другие.
В 2019 г. была поддержана наша инициатива, выдвинутая совместно с Агентством по развитию фармотрасли при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан, по введению референтного ценообразования. К сожалению, на сегодняшний день эта система работает недостаточно эффективно, поскольку зарубежные фармкомпании в Узбекистане регистрируют несправедливо высокие цены по сравнению с таковыми в Российской Федерации, а в ряде случаев – в Республике Казахстан. Мы исключаем из закупа позиции, завышенные в цене, и активно придерживаемся политики импортозамещения, приобретая аналоги отечественных производителей. Следует отметить, что узбекские фармкомпании динамично наращивают темпы производства, их доля на рынке по итогам 2020 г. составляет 45% в натуральном выражении. Мы также импортируем генерики от индийских компаний, производящих препараты для стран Евросоюза и США с соответствующими сертификатами и по ценам, выигрышным для бюджетных закупок.