Эффективность реформ

На пути трансформации в современную международную газотранспортную компанию

2-3/2020

     Магистральная газотранспортная система играет важную роль в развитии газовой отрасли Узбекистана. Устойчивый экономический рост и надёжное функционирование ведущих отраслей национальной промышленности и малого бизнеса, а также ключевых предприятий реального сектора экономики подразумевают увеличение потреб­ления топливно-энергетических ресурсов. Увеличивая объём поставок природного газа на внутренний и международные рынки, возрастает потребность в развитии газоснабжения при условии сохранения безо­пасного использования газотранспортных и газораспределительных систем. Задачи бесперебойной поставки природного газа потребителям Узбекистана, а также функции транспортировки, транзита и экспорта возложены на АО «Узтрансгаз».
     Прежде всего, стоит упомянуть сегодняшний процесс работы и реформы в системе. Переход отечественной экономики, включая и газотранспортную систему, на инновационный тип экономического развития во многом опирается на модернизацию традиционных секторов. Нефтегазовая промышленность обеспечивает не только население и отрас­ли экономики энергоресурсами, но и сырьём для производства мно­жества видов продукции. В прошлом году была усовершенствована система уп­равления в АО «Узбекнефтегаз», акционерные общества «Уз­транс­газ» и «Худудгазтаъминот» были выведены из его состава и реорганизованы в качестве отдельных самостоятельных организаций.
     На АО «Узтрансгаз» возложена особая ответственность за ускорение реализации мер по развитию газотранспортного сектора. Эти меры неразрывно связаны с потребностями в строительстве новых и модернизации существующих газопроводов, компрессорных станций, а значит, и необходимостью инвестиций. В связи с этим реализуются программы по глубокому структурному преобразованию и повышению конкурентоспособности данной отрасли. АО «Уз­трансгаз» осуществляет крупные инвестиционные проекты, позволяющие расширить возможности газотранспортной системы и контролировать действующие объекты магистральных газопроводов. Инфраструктура газотранспортной системы Республики Узбекистан состоит из магистральных газопроводов, газохранилищ, компрессорных и газораспределительных станций, которые, по сути, и формируют основную инфраструктуру магистрального транспорта газа.
     Президент в своём Послании Олий Мажлису Республики Узбекистан отмечал, что с целью повышения эффективности управления государственными предприятиями и оптимизации расходов в нефтегазовой сфере следует привлекать зарубежных экспертов и международные консалтинговые компании.
     АБР поддержал инициативу Правительства по созданию плана корпоративной трансформации в нефтегазовой отрасли. Результаты деятельности консультантов и их рекомендации нашли отражение в Постановлении Президента Республики Узбекистан от 9 июля 2019 г. за № ПП-4388, направленном на разделение АО «Узбекнефтегаз» на три независимые компании.
     Основной целью и следующим этапом трансформации будет их эффективная деятельность и финансовая стабильность. Согласно выше­указанному Постановлению АО «Уз­трансгаз» выступает в качестве оператора природного газа, на которого возложены функции по приобретению природного газа у добывающих и перерабатывающих организаций, а также по его транспортировке, хранению и продаже.
     В настоящее время ведутся работы над проектом «Увеличение объёмов хранения газа в ПХГ «Газли» в комплексе с доразведкой и доразработкой газовых горизонтов и нефтяных оторочек месторождения «Газли». В ходе реализации данного проекта будут проведены поэтапные работы по расширению и увеличению объёмов ПХГ, бурению и благоустройству скважин для объёма дальнейшей добычи и подготовки природного газа до 1 млрд кубомет­ров газа в год.
     Также в рамках реализации первой фазы инвестиционного проекта «Программа по модернизации газотранспортной системы Республики Узбекистан с внедрением центра диспетчеризации, мониторинга и управления объектами газовой инфраструктуры (SCADA)» АО «Узтрансгаз» совместно с Азиатским банком развития в целях привлечения финансирования в течение года была подготовлена комплексная оценка компонентов проекта.
     На основании гранта (техничес­кой помощи) АБР были привлечены международные независимые консультанты и эксперты для подготовки данного проекта в соответствии с международными стандартами, согласно которым осуществлены следующие ме­роприятия:
     ● В январе 2019 г. был проведён аудит с привлечением международного независимого консультанта Kevin Weller (Канада), в апреле 2019 г. для проведения комплексной оценки проектной документации была привлечена независимая международная инженерно-консалтинговая компания Mott MacDonald (Велико­британия).
     ● С апреля 2019 г. по март 2020 г. со стороны международных независимых консультантов была проведена оценка экологических воздействий Nick Skinner (Великобритания), а также социальных и гендерных условий Nargis Halimova (Германия). Подготовлены план по отводу земель и программа по переселению.
     ● В период апрель-май т.г. произведён анализ стоимости проекта Jeremy Hornby и комплексный финансово-экономический анализ АО «Узтрансгаз».
     ● На основании комплексной оценки проекта со стороны эксперта АБР – Toru Ito (Япония) и консультантов Xavier Humbert, Olivier Leonard (Франция) в период март-май т.г. разработана тендерная документация.
     Согласно процедуре АБР с 15 по 26 июня т.г. была проведена миссия АБР по установлению фактов (fact-finding mission of ADB) путём виртуальной видеоконференции, и по итогам данной миссии будет подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством Узбекистана, АБР и АО «Узтрансгаз» о дальнейшем выделении займа для вышеупомянутого инвестпроекта.
     АБР выразил признательность Правительству нашей страны за важный шаг в энергетических реформах, ссылаясь на Постановление Президента Республики, которым была заложена основа для реализации Концепции развития нефтегазовой отрасли Республики Узбекистан до 2030 года. Директор Постоянного представительства АБР в Узбекистане г-жа Синди Малвичини отметила, что «…преобразования приведут национальную газовую отрасль в соответствие с международными стандартами финансовой отчётности, аудита и управления, что, как ожидается, улучшит её способность привлекать международных партнёров и капитал международных инвесторов для финансирования, расширения и модернизации сети снабжения и транспортировки газа».
 
 
Весь текст статьи вы можете прочитать в печатной версии журнала.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

  • сделать заказ

    сделать заказ
  • АФИША

  • Реклама

  • АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА

  • Контакты

    Узбекистан, 100000, г. Ташкент, ул. Матбуотчилар, 32

  • Подписка на новости

    Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.