Надежный партнёр, проверенный временем

3-4/2019

     С первых дней обретения Узбекистаном независимости надёжной опорой для правительства в процессах преобразования и совершенствования национальной экономики, создания благоприятного делового и инвестиционного климата стал Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан.
 
     Основные направления деятельности. НБУ принимает активное участие в проведении экономичес­ких преобразований, выступает инициатором перспективных проектов и берёт на себя функции первопроходца в популяризации новых финансовых услуг и передовых технологий. Банк постоянно модернизируется, чутко реагируя на запросы экономики. Сегодня это крупнейший в стране инвестиционный банк, который задействован в реализации многих государственных и региональных профильных программ развития.
     Основными направлениями деятельности НБУ являются поддержка малого бизнеса, высокотехнологичных и социально значимых отраслей народного хозяйства; финансирование мероприятий по модернизации действующих и внедрению новых производств, а также по созданию и развитию производств потребительских товаров, основанных на переработке местных сырьевых ресурсов. Основными заёмщиками банка выступают крупные отечественные производители, предприятия малого и частного бизнеса. Большая часть инвестиций направлена на развитие нефтедобычи и нефтепереработки, машиностроения, пищевой промышленности, цветной и чёрной металлургии, текстильной промышленности, сельскохозяйственного производства, инфраструктуры связи, транспорта и туризма. Большое место в структурных преобразованиях экономики занимает развитие систем коммуникаций — железнодорожной, автотранспортной и авиа­ционной, в финансировании которых также активное участие принимает НБУ. Таким образом, кредиты Национального банка задействованы практически во всех приоритетных отраслях экономики Узбекистана, причём с показателем ежегодного увеличения их объёмов. Так, за I полугодие 2019 г. в рамках осуществления крупных инвестиционных проектов НБУ организовал финансирование кредитов иностранных банков и Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан на общую сумму 1,2 млрд долл. США. Этот показатель увеличился в 4 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
     Транспортная инфраструктура. В настоящее время руководством страны проводятся структурные реформы в сфере пассажирских и грузовых автомобильных и авиационных перевозок, созданы условия для активной и эффективной интеграции в мировое транспортное пространство. Учитывая рост пассажиро- и грузоперевозок в связи с активизацией туристической сферы и торговых отношений, транспортная система страны совершенствуется, обеспечивая рост качества и объёмов пассажирских и грузовых перевозок, снижение их стоимости для потребителей, увеличение объёмов транзита грузов через Узбекистан и формирование конкурентоспособного рынка транспортно-логистических услуг, повышение уровня безопасности, экологичности и инновационности всех видов транспорта.
     Соблюдая курс реформ, Национальный банк Узбекистана вносит свой вклад в развитие транспортной и туристской инфраструктуры страны. Так, например, НБУ совместно с Государственным банком развития Китая профинансировано приобретение двух новых самолётов «Боинг-787-8» для коммерческой экс­плуа­тации НАК «Узбекистон хаво йуллари». Сумма, выделенная на реализацию данного проекта, составила 202,3 млн долл. США. В числе крупных инициатив, финансируемых НБУ, также проекты АО «Узбекистон темир йуллари» по строительству: современного аэропортового комплекса гражданской (деловой) авиации на базе аэродрома «Ташкент-Восточный» (140 млн долл.); кольцевой наземной линии метрополитена в столице (140 млн долл. и средства Эксимбанка (КНР) до 60,5 млн долл.); II этапа Юнусабадской линии Ташкентского метрополитена (29 млн долл.); железнодорожной линии Ургенч–Хива (15,8 млн долл.), а также электрификации железнодорожной линии Карши–Китаб с организацией скоростного движения пассажирских поездов (18,9 млн долл. США).
     В результате реализации данных проектов уже в ближайшие годы в республике будет функционировать эффективная и слаженная система транспорта, обеспечивающая растущие запросы экономики и населения в транспортных услугах, а также созданы условия для активной и эффективной интеграции в мировое транспортное пространство.
     Информационно-коммуникационные технологии. Правительством осуществляется всесторонняя поддержка процессов информатизации во всех отраслях экономики, высокоперспективных проектов по внед­рению современных информационно-коммуникационных технологий, инновационных методов работы. За исторически короткий период молодое независимое государство сумело добиться кардинальных изменений в развитии такой ресурсоёмкой сферы как ИКТ, основой развития которой в Узбекистане является телекоммуникационная инфраструктура. Современный этап развития телекоммуникационных технологий, сетей и инфраструктуры связи страны характеризуется расширением системы фиксированного и мобильного широкополосного доступа, увеличением центров коммутации передачи данных и голосового трафика, модернизацией магистральных линий, а также созданием инфраструктуры для развития мультимедийных услуг.
     Поддерживая инициативы Главы государства в данной сфере, Нацио­нальный банк Узбекистана профинансировал два крупных проекта АК «Узбектелеком», для осуществления которых были привлечены средства японских банков в размере 55,5 млн долл. и 30,3 млн долл. соответственно. В результате реализации данных проектов увеличится скорость передачи данных и Интернета до областных центров в 2 раза, до районных центров в 4 раза. Кроме того, это позволит увеличить количество абонентов широкополосного фиксированного и мобильного доступа, эффективно использовать существующие ресурсы сети и обеспечит расширение спектра предоставляемых услуг, а также создать возможность развития государственных интерактивных ус­луг, обмена данными между различными субъектами в больших объёмах.
     Энергетический комплекс. Реформы, инициированные главой государства, коснулись и энергетичес­кой отрасли – одной из главных составляющих повышения качества жизни населения. Модернизация этой сферы позволит увеличить использование возобновляемых источников энергии, создать на этой основе новые экологически чистые генерирующие мощности, осуществить техническое и технологическое перево­оружение существующих гидроэлект­ростанций, обеспечить наиболее пол­ное удовлетворение потребнос­тей предприятий и населения в элект­рической энергии. Национальный банк, как надёжный партнёр правительства принимает активное участие в совершенствовании данной отрас­ли, поддерживая проекты АО «Узбекэнерго» по поэтапной модернизации энергоблоков Сырдарьинской ТЭС (1-й этап), расширению Навоийской ТЭС со строительством второй ПГУ мощностью 450 МВт, строительству Туракурганской тепловой элект­ростанции. Надо отметить, что суммы, привлечённые на реализацию этих важнейших инициатив, поражают масштабностью – 106,7 млн долл. США, 78,9 млн долл. США и 120,4 млн долл. США соответственно. Банк принял участие в финансировании проекта АО «Узбекгидроэнерго» по модернизации Фархадской ГЭС в г. Ширин Сырдарьинской области, выделив на его реализацию 45,22 млн долл. США за счёт средств Внешэкономбанка (­Россия).
     Финансирование проектов энергетической отрасли позволит максимально обеспечить растущие потребности промышленности и увеличить экспортный потенциал рес­публики. В результате реализации проектов выработка электроэнергии в вышеперечисленных электростанциях вырастет на 25 процентов.
     Текстильная индустрия. Большое внимание Правительством страны уделяется развитию текстильной отрасли, в связи с чем принят ряд решений, предусматривающих значительные привилегии предприятиям отрасли в целом. Прежде всего определена стратегия отказа от экспорта сырья и перехода к экспорту готовой текстильной продукции. Учитывая тот факт, что хлопок является нацио­нальным богатством страны, активно внедряется кластерная система, что позволило организовать рыночные механизмы конкуренции, равные как для отечественных, так и зарубежных производителей. Президент отметил необходимость строительства не менее двух текстильных предприятий в каждом районе каж­дой области страны за счёт активного привлечения местных и зарубежных инвестиций, чтобы, в частности, обеспечить население рабочими мес­тами и источниками дохода. Поэтому в фокусе постоянного внимания государства – проекты по выращиванию и переработке хлопка, производству готовой продукции с добавленной стоимостью. И в решении этих задач неоценима финансовая поддержка Национального банка Узбекистана, выделившего на реализацию 36 крупных инвестиционных проектов текстильной отрасли 706 млн долл., из них более 200 млн долл. на создание 7 кластеров в хлопково-текстильной промышленности страны. В их числе – ООО Zarbdоr Textile в Джизакской области, ООО Shomanay Eco Teks в Республике Каракалпакстан (12 млн долл. и 11,8 млн долл.), кластер ООО Sultontex-Group в Кашкадарьинской области (свыше 18 млн долл.), СП ООО Mili Tex в Сырдарье (12,9 млн долл.), кластер ООО Khantex-Group в Андижанском регионе (37 млн долл.), кластер СП ООО «Бухара коттон текстиль» в Бухарской области (37,7 млн долл. США).
     В результате плодотворной деятельности банка создано более 16 500 рабочих мест, доходы предприятий текстильной отрасли за I полугодие 2019 г. увеличились на 1,5 ­трлн сум., в т. ч. прирост показателя экспорта продукции в эквиваленте составил 93 млрд сумов. Мощность создаваемых предприятий, возведенных благодаря финансированию со стороны банка, позволит к 2020 г. достичь 100%-го объёма переработки выращиваемого в стране хлопка.
 
 
Пресс-служба НБУ

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

  • сделать заказ

    сделать заказ
  • АФИША

  • Реклама

  • АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА

  • Контакты

    Узбекистан, 100000, г. Ташкент, ул. Матбуотчилар, 32

  • Подписка на новости

    Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.