Актуальность проблемы
В Узбекистане особенно актуальной является проблема неразвитости подсистемы организационной поддержки и финансирования стартапов – «зародышевой» цепочки во всей системе цепочек инновационного развития. В стране до сих пор не сформирована целостная система государственной и негосударственной поддержки стартапов, в результате чего цепочка, которая должна увязывать результаты фундаментальных и прикладных исследований с модернизацией производства в крупных предприятиях, развитием инновационного малого бизнеса практически бездействует. Отсутствие мер по улучшению инновационной инфраструктуры и поощрению технологических инноваций может стать причиной «утечки мозгов», низкого качества жизни и высокого уровня безработицы в условиях глобализации.
Более того, в Узбекистане не имеется точной статистики касательно запуска стартапов. Анализ и сбор информации на основе экспертного изучения позволяет заключить, что количество стартапов в республике составляет лишь несколько сотен в год, в то время как по статистике трекера Venturein в 2014 г. в Южной Корее насчитывалось более 30 тыс. высокотехнологичных стартапов, а в России в 2018 г. было зафиксировано около 20 тыс. стартапов (по оценкам Российской венчурной компании).
В данной статье мы попытаемся выявить причины проблемной ситуации в сфере поддержки стартапов в Узбекистане, раскрыть роль факторов в развитии рынка стартапов и выработать ряд предложений по обеспечению развития системы поддержки стартапов с учётом прогрессивного зарубежного опыта.
Определение стартапа и его особенности
Поскольку в данной статье речь пойдёт именно о стартапах, то прежде всего необходимо сначала уяснить различие между стартапом и открытием новой фирмы в сфере малого бизнеса.
Любой стартап есть новая малая фирма или микрофирма, но не любая новая малая фирма или микрофирма является стартапом.
Первая особенность заключается в том, что стартап, как правило, производит товары или предоставляет услуги, которые являются результатом инновативного подхода к решению проблем. Например, создание системы click.uz в своё время было стартап-проектом, который вылился в стартап-бизнес, а сейчас уже действует как хозяйствующий субъект, прошедший через стартап-период, длившийся около двух лет. Открытие мастерской по ремонту обуви или парикмахерской не может быть стартапом. Следующая особенность – это то, что некоторые стартапы могут существовать в качестве идеи, презентуемой командой стартап-проекта, которая ещё не оформилась в виде микро- или малой стартап-фирмы. Третья особенность – это высокий риск банкротства по сравнению с обычными бизнес-проектами, но при успешности стартап-проект приносит очень высокие прибыли.
Организационная и финансовая поддержка стартапов: состояние и проблемы
Согласно принятому Правительством Узбекистана постановлению от 11 сентября 2018 г. созданный Фонд поддержки инновационного развития и новаторских идей выделяет гранты на стартапы, которые нацелены на создание и коммерциализацию отечественных научных разработок.
В структуре Центра передовых технологий при Министерстве инновационного развития созданы инновационный стартап-акселератор и стартап-инкубатор. Здесь малым высокотехнологичным компаниям на льготных условиях будут предоставляться в аренду лабораторное оборудование, производственные площади и офисные помещения на определённый срок.