Экспертное мнение

Организационная поддержка и финансирование стартапов в Узбекистане

5/2019

     Актуальность проблемы
     В Узбекистане особенно актуальной является проблема неразвитости подсистемы организационной поддержки и финансирования стартапов – «зародышевой» цепочки во всей системе цепочек инновационного развития. В стране до сих пор не сформирована целостная система государственной и негосударственной поддержки стартапов, в результате чего цепочка, которая должна увязывать результаты фундаментальных и прикладных исследований с модернизацией производства в крупных предприятиях, развитием инновационного малого бизнеса практически бездействует. Отсутствие мер по улучшению инновационной инфраструктуры и поощрению технологических инноваций может стать причиной «утечки мозгов», низкого качества жизни и высокого уровня безработицы в условиях глобализации.
     Более того, в Узбекистане не имеется точной статистики касательно запуска стартапов. Анализ и сбор информации на основе экспертного изучения позволяет заключить, что количество стартапов в республике составляет лишь несколько сотен в год, в то время как по статистике трекера Venturein в 2014 г. в Южной Корее насчитывалось более 30 тыс. высокотехнологичных стартапов, а в России в 2018 г. было зафиксировано около 20 тыс. стартапов (по оценкам Российской венчурной компании).
     В данной статье мы попытаемся выявить причины проблемной ситуации в сфере поддержки стартапов в Узбекистане, раскрыть роль факторов в развитии рынка стартапов и выработать ряд предложений по обеспечению развития системы поддержки стартапов с учётом прогрессивного зарубежного опыта.
     Определение стартапа и его особенности
     Поскольку в данной статье речь пойдёт именно о стартапах, то преж­де всего необходимо сначала уяснить различие между стартапом и открытием новой фирмы в сфере малого бизнеса.
     Любой стартап есть новая малая фирма или микрофирма, но не любая новая малая фирма или микрофирма является стартапом.
     Первая особенность заключается в том, что стартап, как правило, производит товары или предоставляет услуги, которые являются результатом инновативного подхода к решению проблем. Например, создание системы click.uz в своё время было стартап-проектом, который вылился в стартап-бизнес, а сейчас уже действует как хозяйствующий субъект, прошедший через стартап-период, длившийся около двух лет. Открытие мастерской по ремонту обуви или парикмахерской не может быть стартапом. Следующая особенность – это то, что некоторые стартапы могут существовать в качестве идеи, презентуемой командой стартап-проекта, которая ещё не оформилась в виде микро- или малой стартап-фирмы. Третья особенность – это высокий риск банкротства по сравнению с обычными бизнес-проектами, но при успешности стартап-проект приносит очень высокие прибыли.
Организационная и финансовая поддержка стартапов: состояние и проблемы
     Согласно принятому Правительством Узбекистана постановлению от 11 сентября 2018 г. созданный Фонд поддержки инновационного развития и новаторских идей выделяет гранты на стартапы, которые нацелены на создание и коммерциализацию отечественных научных разработок.
     В структуре Центра передовых технологий при Министерстве инновационного развития созданы инновационный стартап-акселератор и стартап-инкубатор. Здесь малым высокотехнологичным компаниям на льготных условиях будут предоставляться в аренду лабораторное оборудование, производственные площади и офисные помещения на определённый срок.

 
Весь текст статьи вы можете прочитать в печатной версии журнала

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

  • сделать заказ

    сделать заказ
  • АФИША

  • Реклама

  • АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА

  • Контакты

    Узбекистан, 100000, г. Ташкент, ул. Матбуотчилар, 32

  • Подписка на новости

    Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.