Финансовые технологии, которые можно понимать как синергию между финансовой деятельностью и информационными технологиями являются одной из основных в мире тенденций развития финансовой сферы. Постсоветское пространство не стало исключением, однако функционирование финансовых технологий (финтеха) на нём пока подробно описано не было. В предлагаемой статье мы выполним краткий обзор состояния финтеха на примере России, Беларуси, Украины, Эстонии и Узбекистана.
Состояние российской финансово-технологической отрасли отличается высокой степенью противоречивости. И главным препятствием на пути её развития является фактическое отсутствие специальных законов, которые бы регламентировали деятельность финансово-технологических компаний. С одной стороны, теоретически это обеспечивает большой простор для финтех-деятельности по принципу «что не запрещено, то разрешено». С другой стороны, из-за неясности правил взаимодействия провайдеров финтех-услуг со своими стейкхолдерами уровень защиты интересов каждой из сторон весьма низок, порождая проблему регулирования деятельности финтех-рынка.
Попытки разработки нормативно-правовой базы для финтеха делаются, однако в целом вектор законодательного регулирования можно охарактеризовать как недружелюбный по отношению к финтеху. Рекомендуемые нормативные требования (например, о минимальном собственном капитале краудфандинговых компаний или об ограничении доступа к приобретению токенов при проведении ICO) необоснованно жёсткие и могут лишить финтех-инструменты того потенциала, который они несут для бизнеса. Здесь, однако, необходимо оговориться, что Россия не одинока в своем желании ужесточить требования к финтех-деятельности. Например, в США со стороны регулятора рынка ценных бумаг фактически прозвучали рекомендации приравнять ICO к IPO и ввести соответствующие требования к его проведению. В КНР был введён прямой запрет на ICO (правда, по официальному сообщению китайских властей этот запрет носит временный характер и будет оставаться в силе только до разработки законодательного регулирования ICO). Более того, даже ведущие интернет-компании, такие как Facebook и Google, запретили размещение информации о проведении ICO. Таким образом, направленные на регулирование финтеха законодательные меры можно рассматривать как с точки зрения их потенциала для повышения прозрачности функционирования финтех-отрасли, так и с точки зрения ужесточения формальных требований в целях простоты регулирования и контроля. К сожалению, есть риск того, что в России регулирование пойдёт по второму пути.