Актуальность вопроса
Степень развитости рынка ценных бумаг определяется целым рядом количественных и качественных показателей, основными из которых являются капитализация рынка акций, отношение задолженности по ценным бумагам к ВВП, наличие и уровень развития рынка производных финансовых инструментов, количество и надёжность финансовых институтов, эффективность системы регулирования рынка ценных бумаг (включая наличие адекватного законодательства).
Как показывает анализ на основе официальных данных, по состоянию на 1 января 2018 г. соотношение между финансовыми активами (т.е. суммой капитализации рынка акций, облигаций в обращении и банковских кредитов в экономике) и ВВП в Узбекистане составило 36% и оказалось одним из самых низких в СНГ именно из-за неразвитости рынка ценных бумаг, поскольку капитализация рынка корпоративных ценных бумаг (акций и облигаций) в Узбекистане не превышает даже 4% по отношению к ВВП.
В данной статье мы попытаемся дать оценку уровня развития институционально-правовой инфраструктуры фондового рынка, рынков акций, облигаций, деривативов и выработать соответствующие рекомендации по обеспечению дальнейшего развития финансового рынка Узбекистана.
Институционально-правовая инфраструктура фондового рынка: необходимость преобразований
Как известно, Центр по координации и развитию рынка ценных бумаг, Государственное предприятие «Центральный депозитарий ценных бумаг» и Республиканская фондовая биржа «Тошкент» подведомственны Госкомконкуренции Республики Узбекистан. Чрезмерное регулирование государством рынка ценных бумаг оказывает негативное воздействие на его развитие, – между Госкомконкуренции, в интересы которого входит координация управления государственными пакетами акций в акционерных обществах и Центром по координации и развитию рынка ценных бумаг, являющимся подведомственной организацией Госкомконкуренции, уполномоченной обеспечивать развитие рынка ценных бумаг, существует конфликт интересов.