Искусство

Значимость каракалпакского арт-бренда

1/2019

     Музей искусств им. И.В. Савицкого впервые открыл свои двери в 1966 году. Инициатором создания музея был Игорь Витальевич Савицкий, московский художник, приехавший в Каракалпакию в 1950 г. в составе археолого-этнографической экспедиции по приглашению руководителя этой группы – С. Толстова. Познакомившись с народным декоративно-прикладным искусством каракалпаков, он был очарован до глубины души самобытной красотой и высочайшим искусством исполнения национальных изделий и загорелся идеей собрать и систематизировать их, защитить от забвения, тем более, что коллекционированием и изучением этого богатства народного искусства в начале прошлого века никто не занимался. Так идея-фикс постепенно трансформировалась в целенаправленную работу по созданию музея, которая стала смыслом его дальнейшей жизни. Неоценимую помощь в создании музея и в сборе коллекции ему оказал академик Марат Нурмухамедов, который на протяжении всей своей жизни активно поддерживал И.В. Савицкого во всех его начинаниях, а также руководитель Каракалпакского региона Камалов К.К., каракалпакский скульптор Жолдасбек Куттымуратов, первый театральный художник Кдырбай Саипов и первые сотрудники музея, влюблённые в своё дело активные энтузиас­ты Панжинская В.А., Галиллулина Г.Р., Жолдасов Э., Доспанов О., Сычева В.Е. и многие другие сподвижники Савицкого.
     При сборе коллекции Савицкий руководствовался принципами отк­рытия новых имён, незаслуженно забытых художников, особенно 1920-30-х гг., которые, по его мнению, внес­ли огромный вклад в развитие русского и узбекского изобразительного искусства, в частности, современного авангардного направления жи­вописи. Благодаря его тонкому чутью на талантливые работы и активной подвижнической деятельности были спасены десятки тысяч произведений и открыты новые имена, ставшие гордостью изобразительного искусства Узбекистана ХХ в. – П.П.Беньков, Л.Л.Бурэ, П.В.Ган, А.Н.Вол­ков, В.Н.Еремян, А.С.Ер­мо­ленко, У. Тансыкбаев, Н.Г.Кара­хан, Н.В.Ка­шина, З.М.Ковалев­ская, М.И.Курзин, Р.М.Ма­зель, А.В.Николаев (Усто Мумин), В. Уфимцев, Дж.Беканов, А. Ерим­бетов, Ф. Есенгалиев, А. Курбанбаев, К.Саипов и многие другие художники разных национальностей, которых объединила любовь к искусству и стране, в которой они жили и создавали панораму её истории и жизни языком живописи и графики. Как и всегда, при создании чего-то нового встречаются всякие бюрократические преграды, а порой непонимание значимости для истории тех произведений искусства начала ХХ в., в собирание которых Савицкий вложил всю свою душу и энергию. Ему ка­тастрофически не хватало денег на приобретение экспонатов, хотя государство и выделяло ежегодно средства на эти цели, потому что он набирал слишком много. А меценатов в те годы он не смог найти, да и как они могли быть в советскую эпоху? Перевозки картин русских художников из Москвы в Нукус также сопровождались большими трудностями и проблемами. Поезда из Москвы не доезжали до Нукуса, а останавливались в городе Ходжейли. Иногда Савицкий привозил целый вагон экспонатов, которые надо было разгрузить за 10 минут, а потом ещё везти их в Нукус, систематизировать, оформлять, располагать. Но его труд оставил память навсегда этот прекрасный музей, который, радушно открывая свои двери, радует посетителей богатым собранием национальных изделий и предметов быта мастеров Каракалпакстана, картин русских и узбекских художников начала ХХ века. Сегодня Каракалпакс­кий Государственный му­зей ис­кусств им. И.В.Савицкого один из самых крупных музеев Узбекистана. Его коллекция, насчитывающая свыше миллиона предметов и экспонатов, признаётся второй в мире по значимости и объёму среди коллекций произведений авангарда, а также одним из лучших художественных фондов в Азиатском регионе.
 
 
 
Весь текст статьи вы можете прочитать в печатной версии журнала.
  

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

  • сделать заказ

    сделать заказ
  • АФИША

  • АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА

  • Контакты

    Узбекистан, 100000, г. Ташкент, ул. Матбуотчилар, 32

  • Подписка на новости

    Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.