Узбекистан – край древней культуры и уникальных исторических ценностей, ставших достоянием мировой цивилизации. На его территории около 20 древних городов, из которых пять насчитывают тысячелетия своего развития – Ташкент, Самарканд, Шахрисабз, Бухара, Хива – это золотой пояс Узбекистана, гордость и богатство нашей страны. В давние времена они входили в состав крупных государственных образований, каждая эпоха правления которых оставила свой культурно-исторический пласт, сформировав в течение тысячелетий целостное единое пространство с самобытным национальным колоритом и менталитетом, в котором органично взаимоувязаны культура, наука, искусство и духовно-религиозные ценности народа, восхищая мир шедеврами зодчества, достижениями в науках, литературе и медицине, произведениями народного творчества и раритетными, ручной работы предметами повседневного быта.
ВРАТА В ДРЕВНЮЮ ИСТОРИЮ ВОСТОКА
Наш путеводно-исторический очерк начинается с Ташкента, столицы Узбекистана, города двадцати пяти столетий, открывающегося для гостей также гостеприимно, как и в древние времена, когда на заре каждого дня открывались его огромные 12 ворот, окружавшие город с разных сторон вместе с защитными укреплениями, впуская усталых путников и торговые караваны, пришедшие из далёких стран по дорогам Шёлкового пути. До сих пор одна из улиц старой части города, где стояли Самаркандские ворота, сохранила своё древнее название – Самарканд-Дарвоза, что в переводе на русский язык означает «Самаркандские ворота».
Многие туристы и гости столицы, даже местные жители, проезжая или прогуливаясь по улицам столицы, порой недоумевают, разглядывая разбросанные в разных частях города странные холмы, возвышающиеся среди современных жилых массивов, – почему их не сносят, ведь они портят внешний облик улиц и проспектов? Да, их когда-то пытались разгрести и разровнять, но когда начали копать, то наткнулись на погребённые под землёй остатки древних поселений, и на этих холмах начались археологические раскопки. Сенсационные находки исследователей показали, что люди селились в этих местах аж с эпох палеолита, мезолита и бронзы, раскрыв истинный возраст нашей столицы. С течением времени эти селения разрастались, и их окраины, соприкасаясь, объединялись, сформировавшись в единый город – Шаш (Чач). Полностью город сформировался в V–VI веках. Почти каждый большой холм как в пределах города, так и на его окраинах – это законсервированное пластами земли древнее городище – тепа, которые, объединившись, и стали основоположниками Ташкента. Самые известные тепа города – Ак-тепе Чиланзар, Ак-тепе Юнусабад, Ак-тепе Чагатай, Ак-тепе Сагбан, Шаштепа, Чаштепа, Шахнишинтепа, Фазылтепа, Тешиккуприктепа, Таукаттепа, Мингурик и др., многие из которых ещё не до конца изучены. А сколько ещё неизведанных холмов хранит наша земля, которых не коснулись лопаты археологов, и ждут своего часа, чтобы открыть нам очередную тайну своего происхождения…
Важной частью древнего города было поселение Мингурик, что в переводе на русский язык означает «тысяча урючин», – райский уголок, действительно утопавший в гуще урюковых садов, остатки которого ещё можно увидеть на холме среди зданий жилого микрорайона на берегу реки Салар. С городищем связано множество красивых преданий и легенд, в которых упоминался один из древнейших мифологических персонажей – грозный туранский царь Афросиёб. Это красивое имя часто встречается и сейчас, – им называют шёлковую ткань, современные декоративные покрытия, его имя украшает рестораны, магазины, модные бутики и салоны, даже высокоскоростной поезд, доставляющий туристов из столицы в Самарканд. Однако в VIII в. город был разрушен, здесь бушевал пожар, и люди в поисках нового места обосновались на пустыре в районе Бозсуйской оросительной системы, где уже существовали четыре небольших селения. Обжившись с местными жителями переселенцы интенсивно стали осваивать территорию, которая впоследствии стала центром Шашского владения, получившим имя Бинкет, а с ХI в. появилось его современное название – Ташкент.
Благоприятные климатические условия, плодородная почва, наличие сети полноводных арыков (каналов), хаузов (водоёмов) давали возможность жителям заниматься земледелием, а глина, которой изобиловала местная земля, позволяла быстро возводить из неё глинобитные дома и развивать гончарное ремесло. Выгодное географическое положение на перекрёстке международных караванных путей также давало большие преимущества Ташкенту для его роста и процветания. До сих пор в городе кое-где сохранились старые улицы, по которым со всех ворот города шли караваны, гружёные товарами, и стекались к главной улице, которая сейчас называется Навои, соединявшей караваны из Самаркандских и Кокандских ворот, площади Урда и Хадра и подводившей путников к торговым рядам одного из крупнейших базаров Старого города – Чорсу. Здесь в древние времена бойко шла торговля, в тесных рядах мазанок жили и работали мастера-кустари, изготавливая и продавая предметы быта, в караван-сараях люди останавливались на ночлег, в многочисленных ошхонах и чайханах они отдыхали и подкрепляли свои силы. Чорсу-Шейхантаур был не только центром торговли, отдыха, ремесленных мастерских, но и духовной культуры и образования благодаря мастерам-зодчим, воздвигшим здесь мечети и мавзолеи, мусульманские учебные заведения – медресе, одно из которых, построенное в XVI в. визирем ташкентского хана Кулбабом Кукельдашем, прославившимся в своё время меценатством и сочинением стихов, стало визитной карточкой Старого города. Рядом, между площадями Чорсу, Эски Джува и Хадра находится Джума-мечеть, фундамент которой был заложен более 1000 лет назад.
На этой территории сосредоточены основные памятники средневековой архитектуры, сохранившиеся до наших дней. Ещё в XIV в. здесь появилось захоронение святого шейха Ховенди ат-Тахура, последователя Ахмада Яссави, над которым по приказу Амира Темура был возведён скромный мавзолей. Рядом – мавзолей ХV в. необычной пирамидальной формы, в котором покоится Тимуридский царевич Калдыргач-бий, прославившийся своей справедливостью при управлении Ташкентским уделом. Ещё один Ташкентский правитель ХV в. удостоился чести обрести покой под сводами мавзолея – Юнус-хан, внук которого Захириддин Бабур стал основателем династии Великих Моголов в Индии (ХV–ХVI века). На древней площади Старого города также находится ансамбль Хазрети имам – святое место, куда стекаются тысячи паломников и путешественников, чтобы почтить память одного из просвещённых деятелей средневековья, богослова и поэта имама Абу Бакра Мухаммада ал-Каффаль аш-Шоши. Ансамбль состоит из мавзолея и медресе Барак-хана (ХVI век). Основой комплекса послужило величественное здание мавзолея Суюнидж-хана, который был первым правителем узбекской династии Шейбанидов в Ташкенте, приходился внуком Улугбеку и праправнуком Темуру. Став правителем Ташкента, он привлёк к своему двору учёных и поэтов, среди которых был известный гератский поэт Зайнаддин Васифи, воспевший в своих стихах Ташкент и его красоты: «…Послушай описание царства Ташкента… Всякий, поселившийся в этой стране, больше не вспомнит о рае…». Но это только часть памятников средневекового зодчества, – многие пострадали из-за повреждений, которым подвергались от нашествий, порою они становились жертвами природных катаклизмов. Но свободолюбивый и трудолюбивый народ, свергая захватчиков, вновь отстраивал дома, восстанавливал дороги и свои святыни.
В ХIХ в. Туркестанский край был присоединён к Российской империи, и Ташкент стал заселяться приезжавшими сюда русскими деятелями культуры и искусства, чиновниками и дворянами, чьи помпезные особняки, декорированные ажурными лепными элементами, с колоннами, балконами и огромными арочными проёмами для выезда и въезда конных экипажей, наибольшая часть которых сконцентрирована на улице Навои, до сих пор украшают столицу Узбекистана. Особо привлекает внимание причудливый маленький дворец великого русского князя Н.К.Романова, построенный в 1883 г. в стиле охотничьего замка, картины которого, будучи замурованными в стенах дворца, были извлечены из каменного плена и размещены в залах Ташкентского государственного музея искусств. В ХХ в. продолжались активные градостроительные работы, яркими представителями которых явились такие архитектурные шедевры советской эпохи как Государственный академический Большой театр оперы и балета им. А. Навои (1947 г.), здание Молодёжного театра Узбекистана и Государственного музея литературы им. А. Навои (1930 г.), различные дворцы культуры (обувщиков, железнодорожников, текстильщиков и др.), здания кинотеатров, музеев, театров, концертных залов, высших учебных заведений, вокзалов, гостиниц, административных и лечебно-медицинских учреждений и другие, многие из которых, а также Телевизионная башня и Метрополитен, вошли в золотой фонд современного градостроительства Узбекистана как памятники советской эпохи.
СОКРОВИЩНИЦА МАВЕРАННАХРА
Ташкент с Самаркандом ежедневно связывают авиационные, железнодорожные и авторейсы. Вы можете выбрать любой из них, однако, если хотите в дороге лучше увидеть природу нашей страны и встречающиеся во время поездки памятники седой старины, почувствовать себя путником древнейшего караванного пути, то придётся выбрать более длительный, но очень интересный автомагистральный маршрут. Путешествуя в течение нескольких часов вы встретите памятники среднеазиатского зодчества, руины древних городищ, пути средневековых караванов, кропотливо восстановленные археологами и реставраторами. Например, отъехав от святого места Зангиота, вскоре возникнет огромный холм Югонтепа, в недрах которого спит Данфеганкет – «Город большого храма», остатки которого свидетельствуют о двухтысячелетней истории этого поселения. Проезжая далее Янгиюль, необозримые поля хлопчатника, фруктовые сады и виноградники, снова встречаем древнее городище Чиначкет, расположенное на окраине посёлка Чиназ. Здесь был найден клад серебряных монет весом более 12 кг, в числе которых самаркандские дирхемы и монеты, чеканившиеся в государстве булгар на Волге, а значит, это было не глухое место, а весьма оживлённая торговыми и деловыми связями территория. Пересекая за Чиназом Сырдарью, одну из крупнейших рек страны (2212 км), взорам туристов открываются просторы Голодной степи, с которой связано множество преданий, самым известным из которых является легенда о красавице Ширин и богатыре Фархаде, стремившемся пробить скалы и направить сюда сырдарьинские воды. И только во второй половине ХХ в. удалось обводнить и освоить безжизненные степные массивы, превратив в цветущие сады, хлопковые и бахчёвые поля.
Весь текст статьи вы можете прочитать в печатной версии журнала.