Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
В Парижской академии 11 июля 2019 г. состоялось подписание соглашения о сотрудничестве в области образования с Самаркандским международным университетом туризма «Шёлковый путь». На этом важном для обеих стран мероприятии присутствовала и делегация журнала «Экономический вестник Узбекистана». Ректор Парижской академии Жиль Пеко отметил заинтересованность в налаживании взаимодействия по трём ключевым направлениям – дошкольному и среднему, средне-специальному, профессиональному и высшему образованию. По словам ректора Академии, участие французских преподавателей и специалистов в деятельности Международного университета туризма «Шёлковый путь» рассматривается позитивно. Об особенностях национальной образовательной системы Франции, деятельности Парижской академии и перспективах сотрудничества с Узбекистаном в области образования читайте в этой статье.
Обзор образовательной системы Франции
С 1881 г. французская система образования регулируется законом, известным как Закон Жюля Ферри, в котором рассматриваются принципы обязательного образования в возрасте от 3 до 16 лет, а также секуляризма и бесплатного государственного образования. Под словом секуляризм подразумевается концепция, согласно которой правительство и др. источники норм права должны существовать отдельно от любого типа религии. Таким образом, персонал и студенты подлежат нейтральной категории. Свобода образования также признаётся в частных школах, в которых обучаются 15% учащихся начальной школы и 20% учащихся средних школ. Законы о децентрализации 1982 и 2004 гг. создали систему управления, основанную на разделении полномочий между государством и местными властями. Государство сохранило полномочия, связанные с образованием (программы и планы занятий, школьный календарь, набор и оплата труда учителей и т.д.), а материальные функции переданы местным органам власти.
Учитывая, что сегодня структуры образования сталкиваются с серьёзными социальными вызовами современного времени, необходимо предотвращение непредвиденных возникающих проблем в школе (например, техногенного характера, социальной напряжённости, моментов непредсказуемой агрессии или конфликтов и др.), преждевременного окончания учёбы или исключения из школы (вынужденное прерывание обучения), внедрение технических новшеств (переход на цифровизацию обучения, модернизация средств обучения и др.), новых требований как к методике обучения, так и к уровню подготовки учителей (переподготовка, повышение квалификации преподавателей и др.), необходимость взаимодействия с бизнес-субъектами и предприятиями различных сфер экономики для содействия трудоустройству выпускников.
По завершении обязательной программы обучения в средней школе и получении учащимися диплома со степенью бакалавра молодые люди поступают в высшие учебные заведения с возможностью выбора краткосрочного курса обучения (2 года), по окончании которого выпускники получают аттестат о высшем техническом образовании или высшем образовании в области технологий (по профилю «технология» или «услуги»). Далее студенты могут продолжить образование на более высоком уровне в университетах, которые имеют статус автономных после принятия в 2007 г. Закона о свободе и обязанностях университетов. Эти учебные заведения предлагают обучение во всех областях для получения: лицензии (Bac +3), звания магистра (Bac +5), степени докторанта (Bac +8), или специализированных дипломов. Университетское образование – это система высшего образования, известная как «Болонский процесс», или LMD (для бакалавров, магистров и докторантов), созданная в 1998 г., в настоящее время распространена в 48 европейских государствах. Кроме того, высокий уровень обучения и престижные дипломы предлагает образовательная система Grandes écoles.
Общее количество учеников и студентов составляет 15 млн чел., т.е. четверть населения – учащиеся. Стоимость обучения составляет 7,5% ВВП Франции.
Деятельность и достижения Парижской академии