Sorry, this entry is only available in Русский. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
Новый этап развития Узбекистана характеризуется началом реализации ряда реформ. Одним из важнейших направлений экономической политики стало коренное реформирование энергетической отрасли Узбекистана.
Энергетика Узбекистана в основном представлена четырьмя видами энергоресурсов: нефть, уголь, природный газ, гидроэнергетика (табл. 1). Около 50 млрд м3 добываемого природного газа потребляется на внутреннем рынке, обеспечивая жилищно-коммунальный и промышленные секторы экономики, остальное экспортируется. По оценкам специалистов, при нынешних темпах добычи природного газа текущие утверждённые запасы позволят обеспечить добычу в пределах 20-30 лет. Нефть в Узбекистане добывается на 69 месторождениях, при этом объём годовой добычи нефти и газового конденсата обеспечивает потребности республики в жидких углеводородах только на 30 процентов. По прогнозам, запасы угля в стране могут достигать 5,7 млрд тонн. Изученный гидроэнергетический потенциал Узбекистана оценивается в 27,5 млрд кВт · ч в год. В настоящее время страна использует лишь около 30% технического гидроэнергетического потенциала. Это связано с тем, что существуют ограничения природно-ландшафтного, климатического (водность) и технологически-финансового характера, не позволяющие строить ГЭС на всех водотоках. Также в небольших количествах добывается малообогащённый уран. Его разведанные и оценённые запасы составляют 185,8 тыс. т, из которых 138,8 тыс. – песчаникового типа, 47 тыс. – черносланцевого. Ежегодная добыча урана составляет около 3 тыс. тонн.
Важнейшей институциональной проблемой на предыдущем этапе реформирования было отсутствие органа государственного управления, реализующего единую энергетическую политику в стране. Это привело к секторальной разобщённости, отсутствию комплексных подходов при определении перспектив развития отрасли (нефте- и газодобыча, электроэнергетика, развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ), зелёной энергетики). Как итог, энергетическая отрасль Узбекистана недоиспользует свой потенциал, есть дефицит в обеспечении потребностей страны. Например, сегодня при существующей потребности Узбекистана в электроэнергии в 69 млрд кВт · ч, действующие ТЭС и ГЭС вырабатывают 64 млрд кВт · ч, а потребление электроэнергии в стране ежегодно будет расти на 6–7% и к 2030 г. составит более 112 млрд кВт · часов. Согласно прогнозам, к 2030 г. потребление электроэнергии в стране увеличится в 1,8 раза, природного газа – в 1,7 раза, ГСМ – в 2,1 раза.
Существующий дефицит электроэнергии частично покрывается за счёт импорта из Таджикистана, Кыргызстана и Туркменистана. Однако необходимо учитывать, что действующая модель использования доступных энергоресурсов является затратной (по данным открытых источников – до 13,7%), и если она не изменится, то к 2035 г. дефицит энергоресурсов возрастёт до 65 процентов. Удовлетворить растущий спрос на электроэнергию можно при наличии более 31 ГВт генерирующих мощностей с выработкой электроэнергии в 121 млрд кВт · часов. Это потребует привлечения инвестиций в размере 35 млрд долл. США на строительство новых генерирующих мощностей.
Комплексный подход энергетической политики подразумевает рациональное развитие каждого сектора энергосистемы, а также развитие альтернативных видов источников энергии. В рамках Концепции комплексного социально-экономического развития Республики Узбекистан до 2030 г. предусматривается снижение себестоимости электроэнергии на 6% и сокращение доли используемого природного газа при её производстве на 30 процентов. С целью недопущения дефицита энергоресурсов в новой энергетической политике Узбекистана основной упор сделан на высокотехнологичное инновационное развитие отрасли. Приняты программы модернизации существующих ТЭЦ и ТЭС, эффективного использования потенциала гидроэнергетики, ВИЭ, а также Концепция развития атомной энергетики на 2019–2029 годы.
В 2018 г. было создано Агентство по развитию атомной энергетики «Узатом», отвечающее за выработку и реализацию единой государственной политики и стратегических направлений в сфере развития атомной энергетики. К 2030 г. предусматривается ввод в эксплуатацию современной и безопасной референтной атомной электростанции поколения 3+. В её состав будут входить два энергоблока на основе водо-водяных энергетических реакторов ВВЭР-1200, отвечающих современным международным требованиям и рекомендациям МАГАТЭ, с установленной мощностью 1,2 ГВт каждый. АЭС строится возле озера Тузкан в Джизакской области и после запуска обеспечит 15–18% потребностей страны в электроэнергии.
Климатические и географические условия в Узбекистане также делают весьма перспективным применение солнечной и ветровой энергии (табл. 2). По оценкам ООН, валовый потенциал солнечной энергии в стране превышает 51 млрд т, технический потенциал – 176,8 млн т в нефтяном эквиваленте (н.э.). По степени инсоляции Узбекистан значительно превосходит большинство традиционных мировых лидеров в сегменте солнечной энергетики.
В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 22 августа 2019 г. за № ПП-4422 к 2030 г. предполагается увеличение доли производства электроэнергии с использованием всех видов ВИЭ до уровня не менее 25 процентов. Для достижения целевых показателей планируется строительство новых объектов ВИЭ мощностью 10 ГВт, в т. ч. 5 ГВт – солнечных, 3 ГВт – ветровых и 1,9 ГВт – гидроэлектростанций. Их запуск, а также модернизация действующих ГЭС обеспечат производство дополнительно более 37 млрд кВт · ч электроэнергии, что условно должно сэкономить более 8,1 млрд м3 природного газа.
При развитии ВИЭ активно задействуется схема государственно-частного партнёрства. Для повышения эффективности выработки электроэнергии постепенно внедряется рыночный механизм тарификации конечного продукта. Привлекаются международные финансовые и консультационные структуры. Узбекистан является участником программы «Масштабирование солнечной энергетики» (Scaling Solar), в рамках которой открывается возможность получения технического содействия и финансирования группой Всемирного банка осуществляемых проектов по строительству крупномасштабных фотоэлектрических станций.
В октябре 2019 г. состоялся первый международный тендер на строительство и эксплуатацию фотоэлектрической станции 100 МВт в Навоийской области на условиях ГЧП, организованный Международной финансовой корпорацией (IFC). Победителем выступила компания Masdar Clean Energy (ОАЭ). Кроме того, ведутся консультации с международными финансовыми организациями для проведения аукционных торгов на строительство ветровой электростанции мощностью 100 МВт в Республике Каракалпакстан.
Ввиду снижения операционных и проектных рисков в результате улучшения инвестиционного и делового климата в ближайшие годы прогнозируется значительный приток национальных и иностранных частных инвестиций в возобновляемую энергетику страны. Ожидается активное внедрение солнечных установок для децентрализованного энерго- и теплоснабжения. На этапе разработки находится целевая программа, предусматривающая в 2021–2023 гг. оборудование 150 тыс. частных домохозяйств солнечными станциями мощностью по 2 кВт.
Реализация указанных проектов позволит к 2030 г. довести долю солнечной энергетики в общей мощности электростанций до 15,7%, а в общей выработке электроэнергии до 8,8 процента. В случае достижения указанного прогнозного показателя по установленным мощностям солнечная энергетика станет вторым по значимости (после тепловых станций, работающих на природном газе) направлением электроэнергетического комплекса республики с высокими темпами ежегодного роста.