Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
Современный этап развития Узбекистана сопряжён с безальтернативной необходимостью перехода на новую модель экономического развития, в основе которой лежит более высокая эффективность использования интеллектуального и творческого потенциала человеческой личности. Данный переход ориентирован на повышение экономической и социальной эффективности организационных структур, кооперационных связей альянсов, которые образуют люди и организации в ходе трудовой и исследовательской деятельности, включая кооперационные связи предприятий, творческих проектных команд, исследовательских организаций, общественных и государственных институтов. Это обосновывает необходимость дополнительной разработки теоретических и институционально-технологических основ новой экономической среды на базе информационно-интеллектуальных сетей, т. е. проработки основ цифровой экономики.
Президент Республики Узбекистан в своём Послании Олий Мажлису отметил: «В целях устойчивого развития мы должны глубоко освоить цифровые знания и информационные технологии, что даст нам возможность идти по самому короткому пути к достижению всестороннего прогресса. В современном мире цифровые технологии играют решающую роль во всех сферах».
Переход общества от материально-вещественной, индустриальной экономики к цифровой меняет механизмы вовлечения людей в экономическую деятельность, особенно молодёжи, спектр их экономической самореализации. Отмирают ранее необходимые профессии и появляются принципиально новые.
Термин «цифровая экономика» появился относительно недавно, в 1995 г. его ввёл американский специалист в области информационных технологий Николас Негропонте (Массачусетский университет), широкое употребление этот термин получил только в XXI веке.
Современный рынок труда формируется под влиянием развития цифровой экономики, которую можно охарактеризовать как «экономику знаний». Она возникает как «непосредственный результат эволюции постиндустриальной и информационной экономики».
Малых О.Е. подчёркивает, что главной чертой современной экономики является выработка идей. «Главным фактором производительности на производстве, главным предметом труда становятся знания. Они становятся и главным продуктом труда, вызывая реорганизацию отраслей вокруг производства знаний, способствуют реструктуризации всей экономики страны вокруг сферы производства информации».
Изменения, происходящие в экономике, оказывают прямое влияние на современный рынок труда: меняется структура рабочих мест, работодатели предъявляют к работникам требования, соответствующие веяниям «новой экономики». При этом многие производства сталкиваются с проблемой дефицита кадров с новыми специализациями. Не хватает высококвалифицированных специалистов – инженеров, технологов, рабочих и др. востребованных кадров. При этом «наблюдается старение кадрового потенциала. Данная ситуация имеет место как в экономике в целом, так и в отдельных подсистемах, которые имеют свою специфику». Ведущим фактором, оказывающим влияние на качество использования трудового потенциала, является уровень профессионально-квалификационной подготовки трудовых ресурсов, его соответствия реальным и перспективным потребностям экономики, поскольку уровень и качество профессиональной подготовки кадров, их востребованность влияют на общественную производительность труда и, в конечном счёте, на темпы экономического роста. Исследования последних лет показывают, что в ближайшие 10–15 лет будут происходить коренные изменения на рынке труда в связи с появлением новых профессий, которые, в свою очередь, потребуют от работников освоения новых компетенций. В таблице представлено, какими инструментами можно достичь соответствия компетентностных характеристик работников запросам «новой» экономики.
Основными инструментами приобретения необходимых компетенций могут быть как традиционные, так и инновационные образовательные технологии. К последним можно отнести различные виды тренингов, коучинг, деловые игры и прочие. И хотя развитие компетенций относится к формированию предложения на рынке труда, с нашей точки зрения, целесообразно обозначить именно здесь данные особенности. В целом укрепление связи между работодателями и образовательными учреждениями является важной задачей. В связи с этим необходимо внедрять систему кадрового резерва, которая должна иметь структурированные и иерархичные внутренние и внешние связи, и не должна быть оторванной от других и существовать сама по себе, а обязана «сообщаться», «связываться» по принципу «иерархии вложения».
Структурировать систему кадрового резерва можно и по функциональному основанию. Тогда мы можем выделить следующие три подсистемы: