(Русский) Трудоустройство молодёжи – приоритет социально-экономического развития Узбекистана

1/2019

Sorry, this entry is only available in Русский. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

     Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания учебных заведений, неизбежно сталкиваются с различными сложностями, к которым они чаще всего бывают не готовы, не способны бороться с трудностями, преодолевать их, самостоятельно принимать важные решения, испытывая робость, страх, неуверенность, сомнения. Ведь в стенах учебных заведений они получают лишь знания, специальность, а за порогом их ждут сложные, подчас суровые трудо-человеческие испытания, поэтому очень важно помочь им поверить в себя, в свои силы и способности, не дать сломаться, разочароваться. Кроме того, необходимо также усилить меры по обеспечению равного доступа к высшему образованию для всех. Так, в недавнем прошлом в Узбекистане уровень охвата выпускников средних и средних специальных учебных заведений высшим образованием составлял всего 9–10%, но благодаря принятым в последние два года мерам этот показатель превысил 15 процентов. Однако этого недостаточно, – ведь в развитых странах он составляет 60–70 процентов.
     Динамика развития экономики предъявляет достаточно высокие требования к специалистам всех уровней, их профессиональной компетенции, культуре, профессиональной адаптации и гибкости, творческой инициативности. Прежде всего это касается выпускников образовательных учреждений, находящихся на начальном этапе своего становления. Чтобы выдержать конкуренцию с опытными работниками, важное значение имеет непрерывность самообразования и саморазвития молодого специалиста, а также такие личностные качества, как целеуст­ремлённость, упорство и трудолюбие в избранной профессии, определяющие карьерные стратегии молодёжи. В связи с этим возрастает роль совершенствования системы общего среднего и высшего образования на основе современных требований, включая организацию сети частных образовательных учреждений, широкого использования в этом возможностей государственно-частного партнёрства. Значительная часть молодёжи, не имея достаточного опыта и необходимого уровня профессиональной компетенции, зачастую ориентируется на рынке труда на завышенные стандарты в отношении оплаты своего труда, занятие престижных должностных позиций. Такие амбициозные установки, не подкреплённые опытом и уровнем профессиональной подготовки, не могут не влиять на профессиональную востребованность молодых специалистов. Молодым людям необходимо понять, что сразу получить престижную должность и высокий оклад не всегда возможно, – этого надо добиваться, прежде всего, трудом. В итоге, по мнению профильных специалистов, невост­ребованность выпускников изменяется в широких пределах и по ряду специальностей нередко доходит до 70 процентов! Нельзя исключать и того, что уровень безработицы среди молодёжи может определяться не только за счёт большой численности ищущих работу, но и значительной доли экономически неактивного населения. Кроме того, идёт негативная тенденция увеличения числа безработных за счёт получивших высшее образование, потому что сегодня обучением в вузах охвачено уже более половины молодых людей. В определённой мере можно говорить о неиспользуемых трудовых ресурсах, как с точки зрения экономического роста, так и с позиции решения фискальных задач. Проблема видится и в том, как уже выше указывалось, что после окончания учебного заведения некоторые представители молодёжи оказываются неготовыми к реальным трудностям на практике, слабо адаптируются к сложным социально-трудовым отношениям. Поэтому одним из важнейших направлений анализа молодёжного рынка труда является оценка возможностей трудоустройст­ва молодых людей по окончании об­разовательного заведения, а также выявление наиболее перспективных профессиональных траекторий развития молодёжи.
     На сегодняшний день проблема устойчивого развития рынка труда в Узбекистане, в частности рынка труда молодёжи, изучена сегментарно, вне принципа системности, что не позволяет в полной мере предс­тавить его специфические особенности, вариации проявления и механизмы обеспечения. Это обуславливает необходимость проведения категориального анализа и уточнения таких понятий, как «рынок труда» и «рынок труда молодёжи». Анализ теоретико-методологических основ формирования и развития рынка труда молодёжи Узбекистана показал, что с научной точки зрения устойчивость целесообразно рассматривать не только через призму экономического роста, но и через ряд функционально близких понятий устойчивости: стабильное, динамичное, фундаментальное, безубыточное, а главное, результативное и содержательное развитие рынка труда молодёжи.
     По мнению российского учёного А.И.Рофе на рынке труда молодёжи присутствуют следующие группы трудоспособных молодых людей:
     ● те, кто не имеют работы, но хотят работать, ищут работу и готовы к ней приступить (безработная молодёжь, зарегистрированная в службе занятости населения);
     ● лица, самостоятельно ищущие работу, из числа впервые вступающих в трудовую деятельность или ищущих занятие после перерыва в работе, после получения образования;
     ● те, кто имеют работу, но не удовлетворены ею и подыскивают место для основной или дополнительной работы, в т.ч. лица, получившие профессиональное образование по специальности, не совпадающей со специальностью, по которой они работают (работающие не по специальности);
     ● занятые молодые люди, но явно рискующие потерять работу либо по причине сокращения штата, либо в силу претензий к ним со стороны работодателя и поэтому ищущие другое место работы.
 
 
 
Весь текст статьи вы можете прочитать в печатной версии журнала.

DO'STLARINGIZGA TAVSIYA ETING

  • Make an Order

    Make an Order
  • AFFICHE

  • Advertising

  • JURNAL SONLARI ARXIVI

  • Contacts

    32, Matbuotchilar Street, Tashkent 100000 Uzbekistan

  • Subscribe To News

    (Русский) Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Any reproduction or use of excerpts from publications can be made only with the written consent of the publisher; when reprinting materials, a link to the source is required.