Sorry, this entry is only available in Русский. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
Реализация инициатив по развитию государственно-частного партнёрства в энергетическом секторе является мощным стимулом экономического роста наряду с привлечением иностранных инвестиций. Правительство Узбекистана инициировало широкую энергетическую стратегию по увеличению доли производства возобновляемой энергии до 5 ГВт в течение ближайших 10 лет. В рамках этих реформ Правительство привлекло международную финансовую корпорацию (МФК), входящую в Группу Всемирного банка, в качестве ведущего консультанта по сделкам по строительству завода ПГУ мощностью 1250-1500 МВт в Сырдарье. Правительство также сотрудничает с Азиатским банком развития и Европейским банком реконструкции и развития в разработке проектов в секторе возобновляемых источников энергии, а также в секторах транспорта, образования, водоснабжения и канализации.
Эти вопросы были обсуждены в нашем интервью с советником Агентства развития ГЧП при Министерстве финансов Республики Узбекистан (PPPDA) г-ном Саидом УДДИНОМ.
– Господин Уддин, наша страна недавно вступила на путь развития системы ГЧП и в настоящее время находится в процессе совершенствования политической, правовой и институциональной базы для стимулирования участия частного сектора в эффективной реализации различных проектов. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития этой формы партнёрства в Узбекистане?
– Узбекистан имеет очень хорошие возможности для развития успешной программы ГЧП. Правительство чётко заявило о своей твёрдой приверженности ГЧП: был принят Закон о ГЧП, создана специальная организация – Агентство по развитию ГЧП – для содействия и поддержки программы ГЧП, разработан надёжный план проектов ГЧП. И Правительство привержено улучшению инвестиционного климата для инвесторов. Таким образом, многие ключевые требования для разработки успешной программы ГЧП уже существуют. По мере расширения возможностей и потенциала, а также развития опыта транзакций, я считаю, что Узбекистан может стать одной из ведущих стран с развитым направлением ГЧП.
– В каких сферах сегодня наиболее активно развивается государственно-частное партнёрство в Узбекистане?
– В настоящее время наибольшее число проектов находится на стадии формирования закупок и заключения контрактов в энергетическом секторе, однако проекты в области здравоохранения, образования, транспорта, водоснабжения и канализации также находятся на достаточно высоком уровне развития.
– Справедливо ли говорить, что понятие «государственно-частное партнёрство» подразумевает приоритет общественных интересов?
– Государственно-частное партнёрство используется правительствами для доступа к финансированию и экспертным знаниям частного сектора в целях расширения доступности услуг государственного сектора и предоставления качественных услуг на устойчивой основе. Поэтому первостепенное внимание уделяется обеспечению того, чтобы правительство могло ускорить предоставление инфраструктурных государственных услуг в интересах своих граждан.
– Расскажите пожалуйста о государственно-частном партнёрстве в практическом применении.
– В рамках ГЧП Правительство заключает долгосрочный контракт на передачу связанных с этим рисков и ответственности за разработку, строительство, финансирование, техническое обслуживание и эксплуатацию инфраструктурных активов или различных комбинаций этих обязанностей частному сектору для обеспечения предоставления услуг населению. Правительство будет осуществлять надзор за деятельностью частного сектора по предоставлению этих услуг, чтобы обеспечить выполнение своих договорных обязательств, и для того, чтобы граждане получали услуги, предусмотренные Правительством.