Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
В 2018 г. Президентом нашей страны был принят важный документ, направленный на объединение усилий государственных органов управления и исполнительных органов и организаций в инновационном развитии – Указ «Об утверждении Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы». Главной целью стратегии определено развитие человеческого капитала, а также в качестве одной из основных задач указано вхождение Республики Узбекистан к 2030 г. в состав 50 передовых стран мира по рейтингу Глобального инновационного индекса.
В результате проводимых в республике реформ в сфере инновационной деятельности Узбекистан в 2020 г. был вновь включён в международный рейтинг Глобального инновационного индекса после пятилетнего перерыва, поднявшись по сравнению с 2015 г. на 29 позиций.
В настоящее время Министерством инновационного развития разработана и обсуждается с соответствующими организациями и учреждениями Стратегия инновационного развития Республики Узбекистан на 2022-2030 годы. Данная стратегия является логическим продолжением осуществлённых в последние годы последовательных реформ, которые играют большую роль в достижении цели по вхождению Республики Узбекистан в топ-50 ведущих стран по Глобальному инновационному индексу до 2030 года.
Итак, какая фундаментальная работа была проделана в области науки и инноваций в стране за прошедший короткий период?
Прежде всего, в высших образовательных и научно-исследовательских учреждениях базовые должностные оклады профессоров, имеющих учёную степень доктора наук, увеличены в 3,2 раза по сравнению с 2016 г. и в 5 раз – в связи с введением порядка доплаты имеющим учёную степень работникам, занимающимся научно-педагогической и трудовой деятельностью.
Приняты 3 важных документа – законы «О науке и научной деятельности», «Об инновационной деятельности» и «Об образовании», определяющие законодательные основы дальнейшего развития науки и инновационной деятельности и укрепления научного потенциала кадров.
В настоящее время в нашей стране внедрён механизм государственного заказа на научно-исследовательские работы на основе передового зарубежного опыта. В качестве нового порядка регулярно публикуется госзаказ на тематические проекты, в которых ясно обозначены конечный продукт и объём финансирования. В результате сформировалась конкурентная среда, появилась возможность получать постоянные грантовые средства. По сравнению с 2017 г. финансирование каждого проекта увеличилось в 3,5 раза и не менее 40% средств направлено на закупку необходимого оборудования, реагентов и материалов для научно-исследовательской деятельности.
В стране создана стартап-экосистема, охватывающая все этапы от идеи до потребителя, при этом поддерживаются масштабные стартап-проекты. Впервые за счёт государственных грантовых средств сформирована система поддержки и финансирования стартап-проектов, профинансировано 48 стартап-проектов на общую сумму 40,5 млрд сум. и организовано производство новой конкурентоспособной продукции.
Для оперативного внедрения в экономику страны новых наукоёмких технологий в практику внедряется трансфер технологий. Реализовывались инвестиционные проекты с общей стоимостью 3,3 млн долл. США на основе трансфера передовых зарубежных технологий.
В 2018-2020 гг. создано 18 научных организаций, 10 научных центров и 4 технопарка. При участии трио Учёный – банк – предприниматель, основанного на заинтересованности в коммерциализации научных разработок, создана новая система коммерциализации научных разработок, в рамках которой подготовлено большое количество проектов с общей стоимостью 149,5 млрд сум., и объём произведённой наукоёмкой продукции превысил 62 млрд сумов.
Введён упрощённый порядок закупки научно-лабораторного оборудования. С 2018 г. по настоящее время в 9 научно-исследовательских учреждениях установлено 69 ед. лабораторного оборудования, а в соответствии с новым упрощённым порядком закупок в 2020 г. в 15 научно-исследовательских учреждениях закуплено более 200 ед. лабораторного оборудования. На приобретение современного лабораторного оборудования научно-исследовательским учреждениям направлено 30,4 млн долл. США и 116 млрд сум. выделено на ремонт зданий и сооружений. Кроме того, закупка реактивов и реагентов бюджетными организациями, осуществляющими научную деятельность, включена в перечень товаров, закупаемых государственными заказчиками на основании прямых договоров.
В целях поддержки инициатив талантливой молодёжи и развития её научного потенциала при Министерстве инновационного развития Узбекистана создана Академия молодёжи. В настоящее время членами академии являются более 2000 молодых людей, из которых 15 человек – это лидеры во всех регионах республики.
В 2020 г. в целях поддержки прикладных и инновационных проектов молодых учёных Академией молодёжи объявлен конкурс практических и инновационных проектов на сумму 30,2 млрд сумов.
В апреле 2021 г. в целях повышения эффективности коммерциализации результатов научной деятельности, исходя из потребностей реального сектора экономики и социальной сферы, а также содействия реализации и локализации трансфера зарубежных технологий при Министерстве инновационного развития создан Национальный офис внедрения инноваций и трансфера технологий.
В целях дальнейшего ускорения инновационной деятельности в регионах, формирования предложения научно-технических решений по существующим социально-экономическим проблемам, обеспечения коммерциализации региональных научно-исследовательских проектов, полной организации системы поддержки идей и инициатив населения, в частности молодёжи, по направлению махалли созданы управления инновационного развития Республики Каракалпакстан и областей.
В соответствии с мировым опытом инновационная экосистема состоит из взаимосвязанных «кардинально обновляющих» (disruptive), «устойчивых» (sustainable) и «эффективных» (efficient) инноваций. «Кардинально обновляющие» инновации заключаются в организации производства продукции или видов услуг, обладающих свойствами и возможностями, совершенно отличными от традиционных, и в большинстве случаев требуют значительных капиталовложений. Однако именно они имеют большое значение, поскольку приводят к созданию большого числа новых рабочих мест. «Устойчивые» инновации не создают новых рабочих мест и не требуют больших капиталовложений, но обеспечивают оптимизацию и устойчивость, привлекательность и регулярное совершенствование «кардинально обновляющих» инноваций на быстро меняющемся потребительском рынке, формируя устойчивую систему «кардинально обновляющегося» инновационного рынка и покупателя. В Узбекистане отсутствует целостная система для создания циклических отношений (т. е. инноваций) «кардинально обновляющих» – «устойчивых» – «эффективных» инноваций, включающая в себя циклическое функционирование самой инновации – «инновация – капитал – инновация», в связи с чем её основные процессы остаются в крайне разрозненной форме. Одной из актуальных задач, стоящих перед нами до 2030 г., является создание правовых и финансовых условий для разъяснения субъектам инновационной экосистемы сущности, содержания, обучения, функционирования такой циклической инновационной экосистемы, определение задач и обязанностей каждого звена.
В нашей стране численность молодёжи в возрасте до 30 лет составляет более 18 млн чел., а это – около 55% населения. При этом официальная безработица среди населения 18-30-летнего возраста составляет сегодня 17 процентов. Только к концу 2021 г. спрос на новые рабочие места среди молодёжи будет превышать 1 350 тысяч. В стране сохраняется динамика численности населения, вошедшего в «Железную», «Женскую», «Молодёжную» тетради, основанные на списках нуждающихся в трудоустройстве.
В республике продолжаются последовательные реформы, направленные на обеспечение занятости населения, в т.ч. молодёжи и женщин. В частности, 2021 год объявлен «Годом поддержки молодёжи и укрепления здоровья населения», в рамках которого внедряются новые методы работы с молодёжью, изучается количество нетрудоустроенной молодёжи по махаллям. Во всех регионах страны организуется система поддержки молодёжного предпринимательства, обеспечения занятости молодых посредством профессионального обучения.
Иброхим АБДУРАХМАНОВ,
Министр инновационного развития, академик