Мясо подорожало. Эта тема в последние годы часто оказывается в центре обсуждения. Активные экономисты высказывают различные основания для роста цен. А что думают по этому поводу непосредственные представители отрасли – предприниматели-животноводы, производители корма, специалисты в области ветеринарии и животноводства?
Действительно ли корм настолько дорог?
Если сравнить вопрос корма не со странами Европы и Америки, а с соседними государствами, то мы экспортируем этот, якобы, дорогой корм в Афганистан, Кыргызстан, Таджикистан, по ценам Узбекистана. Они закупают у нас корм, и используют его с прибавлением 20 процентов НДС и других платежей. В Афганистане, Кыргызстане и Таджикистане корм дороже, чем у нас.
В Узбекистане ведётся большая работа в сфере производства корма, но заявлять о том, что мы достигли апогея, пока рано. Нам нужно ещё много работать. Имеется много ошибок и недочетов. В этой сфере не хватает специалистов.
Мы провели мониторинг. К примеру, 70-80 процентов сырья для корма, который мы продаём, поставляется из-за рубежа – из Казахстана, России, государств Балтийского побережья. В Казахстане также многое делается в этом направлении, но и они после его проверки в лабораториях и изучения наших цен, просят экспортировать производимый нами корм.
В чём же причина? В Казахстане альтернатива нашей продукции стоит около 300 долларов, а у нас – 240-250 долларов. Состав, сырьё, добавки для корма в основном импортируются, у нас дешёвая рабочая сила, низкие расходы, цены на электричество и газ – не такие высокие, как у них, поэтому мы продаём дешевле. Кроме того, мы – нация, довольствующаяся даже небольшой прибылью. Вот поэтому у них цены гораздо выше.
Казахстан или Кыргызстан может позволить себе дорогой корм для скота. Почему?
Поскольку, у них очень большая численность скота на душу населения, а также, их скот приблизительно до сентября находится на пастбищах, где трава – в рост человека.
Когда мы изучили ситуацию в Чимкентской области Казахстана, увидели, что трава там очень высокая. У нас в Кибрайском районе, в «Майском» – тоже растёт высокая трава. Но если поехать во внутренние регионы Узбекистана, то травы там не очень много. В частности, если взять пастбище Навоийской области, на пастбищах в июне совершенно ничего не остаётся для овец и крупного рогатого скота.
В животноводстве Узбекистана делается акцент на корм
Почему люди, высказавшие свое мнение о ценах на мясо, уделяют столько внимания именно корму? Почему все говорят, что корм подорожал, вот и мясо подорожало? Поскольку в Узбекистане, для откорма овец и быков на убой, в основном, нужен корм. Очень мало трав, таких, как клевер. Поэтому смешивают шрот, пшеницу, ячмень, и стараются сделать скот более упитанным, на это затрачиваются большие средства.
Для сопоставления, на рынке под Ташкентом один пресс клевера продаётся по 24 тысячи сумов. Там 9 килограмм клевера, и получается, что 1 кг в среднем стоит 2670 сумов. В нём практически нет белка, или, возможно, около 2 процентов. Каротин в составе клевера также отсутствует. Как и углероды. Поэтому клевер не особенно влияет на рост овец или быков. Но, если 1 кг клевера обходится в 2670 сумов, то его цена с прессом соломы (2500 сумов) – почти одинаковая. Но в нём практически нет калорий. Скот насытится, но особо не поправится. Поэтому ему необходимо давать корм.
На полях нет травы, зелёных территорий очень мало, поэтому основной акцент делается на корм, и если повысить цену корма не на много – даже на 50 сумов, то люди станут паниковать, что корм подорожал. Следовательно, в корме для роста скота много белка для обеспечения привеса, и другого варианта нет.
Пастбищ нет, а те, что есть – в малопригодном состоянии
Состояние пастбищ, мягко говоря, оставляет желать лучшего, скоту необходима подкормка, но всё это стоит дорого в условиях Узбекистана. Если пастбища в Казахстане отвечают требованиям, и крупный или мелкий рогатый скот может получить достаточное пропитание на пастбищах, то для обеспечения привеса будет достаточно и 4-5 кг корма.
В Казахстане на голову скота дают по 5 кг корма. В Узбекистане – в среднем, по 8 кг. Если животновод будет продавать мясо дешевле 57-58 тысяч, то он не получит никакой прибыли.
Озеленение, улучшение пастбищ – работа, проводимая годами. Поэтому сегодня следует снизить цену на корм, и подумать над вопросом предоставления государством субсидий или дотаций для производителей корма.
Логистика: 2800 км = 1800 долларов. 24 км = 850 долларов
На самом деде, при снижении себестоимости корма, было бы целесообразно уменьшить транспортные расходы, в том числе, на железнодорожный транспорт. В прошлом году об этом очень много говорилось. Но почему-то сказанное даёт противоположный эффект.
Город Петропавловск в Казахстане находится за 2800 км от нас. Казахстан доставляет вагон для предпринимателя из Узбекистана на это расстояние за 1800 долларов. В прошлом году доставка этого вагона на 24 км от Сарыагача до станции Кодирия в Кибрайском районе обходилась в 7 млн 300 сумов.
Если железные дороги Казахстана берут по 65 центов за 1 км, то стоимость услуг железных дорог Узбекистана составляет 35 долларов за 1 км.
Я считаю, что это унижение узбекистанского предпринимателя со стороны железных дорог Узбекистана. Это не поддержка. Казахстан к нам относится по-человечески, а наши – унижают.
Мы платим за километр по 35 долларов, и к тонне корма, естественно, прибавляется по 15-20 долларов. В результате, 1 кг корма дорожает на 200-300 сумов, а животновод платит на 2000-3000 сумов больше за однодневный корм. Если цена на железную дорогу в прошлом году составляла 7 млн 300 тысяч сумов, то в этом году – 8 млн 600 тысяч сумов. То есть, цены на железнодорожные перевозки тоже постепенно увеличиваются.
Фактически поддержка животноводства не видна
Действительно, фактически не видна поддержка сельского хозяйства, в частности, животноводства. Президент издаёт постановления о поддержке сферы. Он не может быть железнодорожником или животноводом. Он издаёт постановления, его подчинённые их совершенствуют, направляют, исполняют. Но если они этого не сделают, то сфера развиваться не будет.
На наш взгляд, следует начинать поддержку сельского хозяйства с железной дороги.
И снова о пастбищах
Я говорю исходя из своего опыта в сфере животноводства. Откармливаю 800 баранов на 730 гектарах земли. Но в течение 3 месяцев в степи уже не остаётся травы. В остальное время покупаю сено, корм. Овцы, питающиеся кормом, ягнятся 2 раза в год. Это тяжелый труд, но эффект есть.
У всех овцы ягнятся 1 раз в год. Мы увеличили объём корма, сена, тратимся из своего кармана. Если продать мясо по 60 тысяч сумов, то это возместит наши расходы, и мы получим прибыль.
Скот можно выкармливать на пастбище максимум до июля-августа, потом, если не давать овцам и быкам корм, они похудеют. Не очень упитанный скот часто болеет, начинается падёж. Поэтому нужно давать скоту качественный корм для его роста и размножения.
Если выделят землю для животноводства, зимой можно сделать резерв
Если выделять посевную площадь для животноводства, можно будет заготовить сено на зиму. Но в Навбахорском районе нет такой возможности, мы покупаем скошенное сено или верблюжью колючку вокруг земель фермеров. Закупаем на 9 месяцев, и используем вместо сена.
В Навбахорском районе на 1 голову овец выделяется 2,5 га. На 730 га мне нужно выращивать 300 голов овец, но я выращиваю 800. На большей территории было бы лучше. Если не давать им корма, то от одной овцы можно получить приплод 1 раз в год. За счёт этого вы выплатите зарплату людям, трудившимся целый год. А если они будут ягниться 2 раза в год, то прибыль будет больше.
Необходимо развивать откормочные комплексы
Административные методы по вопросу снижения цен на мясо не дадут эффекта. Если представитель государственной власти будет стоять над душой у мясника, контролировать цены на мясо, то это не решит проблему с установлением цен, да и просто смешно. Нужно уравновесить спрос и предложение.
Следует особо отметить, что скот, находившийся круглый год в степи под присмотром пастуха, не даст намеченного результата. Потому что уровень мяса баранов, откормленных на пастбищах, не соответствует качеству, нужному для потребляемого мяса. Для этого на местах можно организовать откормочные комплексы, закупить овец, выращенных на пастбищах, и откармливать их до нужной степени в течение 3-4 месяцев.
Почему каракулеводство?
Многие под развитием каракулеводства понимают увеличение количества каракулевых шкурок. Сейчас на мировом рынке каракуль не имеет большого спроса. Поэтому в Узбекистане понятие «каракулеводство» используется в общем смысле. То есть, речь идёт о животноводстве, овцеводстве.
Данный термин может включать в себя мелкий рогатый скот, но, возможно, для красоты, используют слово «каракулеводство». Основной целью здесь является комплексный подход, производство шкурок, шерсти, мяса.
Субсидии, субсидии и ещё раз субсидии
В мировом опыте, в любом государстве выделяются субсидии на сельское хозяйство, в частности на сферу развития животноводства. Вот бы у нас тоже, к примеру, на каждый килограмм мяса, выдавали субсидию по 4000-5000. Это может показаться лишними расходами из государственного бюджета, но, таким образом, затраченные деньги будут пущены в оборот, и принесут больше дохода. Экономисты могут это рассчитать.
Сейчас в Узбекистане нет другой системы кроме административного управления мясом. Если государство будет контролировать цены на мясо не административно-командным путём, а выделением субсидий, то будет больше пользы.
Как уже говорилось выше, овцы, выращенные на пастбище, недостаточно упитаны. Откормочные комплексы закупят их, откормят, если нужно, вылечат. В результате, объём мяса увеличится, с одной овцы получится не 30, а 50 кг мяса. Кроме того, шерсть и шкура упитанной овцы тоже гораздо качественнее. Можно будет их продать и получить дополнительный доход.
Неужели по статистике 500 овец фактически равны 2000 овец?
Согласно статистике, в домашних хозяйствах выращивается 90 процентов мяса в живом весе. Насколько это правильно, не знаю. Домашние хозяйства, занимаясь животноводством, получают прибыль. Но мы не можем обратить в деньги сопутствующие продукты при выращивании мяса. Если это наладить, то это станет прибыльным для животноводов.
Вместе с тем, некоторые фермеры имеют по 2000 голов овец, но указывают, как 400. Потому что они не заинтересованы называть настоящую цифру. Они не сдают деньги в банк, и не могут осуществить переработку шерсти, шкур скота. Если внедрить в сферу субсидии, то всё станет прозрачным. При сокрытии цифр теряется интерес.
В животноводстве необходимы лечебные корма
Следует повысить грамотность фермеров-животноводов. Некоторые фермеры говорят, что могут выращивать овец, забивают на мясо овец, кормившихся на пастбище. От них можно получить не более 20 кг мяса. В животноводстве есть понятия «упитанный», «средней упитанности» и «истощенный». Каждое из этих понятий разделяется ещё на 3 категории. Но пастухи на пастбищах не обращают на это внимания, и забивают скот тощим. Отсутствует научный подход.
На заводе по производству корма я увидел, что в корм добавляют рыбий жир, витамины и минералы.
При прививке скота против болезней, в организм может не попасть полная доза лекарства. А в витаминизированном корме присутствуют все питательные вещества, и они точно будут усвоены организмом. Кроме того, в мировом опыте существует производство лечебных кормов для скота. Если гнаться за овцой или валить её, чтобы ввести инъекцию, то это может повлиять на плод. Если дать овце на убой лекарство с рук, то она в тот день сбросит 200-300 грамм веса. Производство лечебных кормов сможет облегчить этот процесс.
Переработка овечьих шкур и шерсти не отвечает требованиям
Без научного подхода к увеличению мяса и размножению скота не будет никаких результатов. Да и, работа по старым методам также не соответствует требованиям времени. Если рассчитать по 2,5 га земли на одну овцу, выкармливать скот по-разному, менять пастбища в зависимости от времён года, качество овечьих шкур и шерсти изменится.
Рассмотрев шерсть под микроскопом, можно увидеть, что волокно рвётся. Потому что шерсти тоже нужны витамины. А шкура и шерсть худых овец никуда не годится.
Если наладить переработку и экспорт шерсти и шкур в животноводстве, возместить расходы фермерского хозяйства на зарплату пастухов, то будет получена прибыль за счёт мяса. При большой прибыли, фермер также постарается снизить цену на мясо.
Вместо заключения
Перед нами стоит цель развития животноводства, а для этого необходимо правильно выделять землю, предоставляемую фермерам-животноводам, организовать производство, снижение цен, создать кластеры по откорму, правильно оказывать ветеринарные услуги. В противном случае, всё так и останется пустыми словами.
Значит, для развития сферы необходимо рассматривать все аспекты: логистику, субсидии, пастбища, помощь производителям мелкого или крупного рогатого скота, выращиваемого в хозяйствах.
Источник Kun.uz