– Добрый день, Гульнара. Какова история и миссия компании «Санофи»? Расскажите нашим читателям о деятельности «Санофи» на фармрынке Узбекистана.
– Здравствуйте. Прежде всего хотела бы отметить, что главная задача «Санофи» как фармацевтической компании и индустрии в целом заключается в том, чтобы понимать и решать проблемы со здоровьем людей в мире. И мы гордимся тем, что присутствуем в Узбекистане с 1995 года. Все эти годы мы направляем наши усилия на удовлетворение потребностей и нужд пациентов нашей страны.
Компания «Санофи» стала проявлять интерес к рынкам Центральной Азии и Кавказа именно тогда, когда многие иностранные компании стали расширять свою деятельность в этом регионе. Не только из-за растущего рынка, высокой численности населения, что зачастую представляет интерес для развития бизнеса, но преимущественно из-за существующих потребностей в качественной медицинской помощи.
За более чем 20 лет своей деятельности в Узбекистане наша компания была и является свидетелем и активным участником развития фармацевтического рынка, особенно сейчас, в рамках происходящих масштабных реформ. В 2018 г. «Санофи» была удостоена звания «Лучший Работодатель Узбекистана в сфере фармацевтики» по версии DaVinci Management Consulting. Данная награда является важным и значимым признанием со стороны общественности, свидетельством стабильного присутствия «Санофи» в Узбекистане, усердного труда и фокуса на людях.
– Препараты каких терапевтических направлений выпускает «Санофи»?
– «Санофи» – биотехнологическая компания и предоставляет пациентам разнообразный и диверсифицированный портфель лекарственных препаратов в таких областях, как: лечение диабета и сердечно-сосудистых заболеваний, препараты первичной помощи, безрецептурные медикаменты и товары для здоровья, вакцины, специализированные препараты для лечения редких заболеваний, рассеянного склероза, онкологии и иммунологии.
– Что означает термин «биотехнологическая компания»?
– Будучи лидирующим игроком в индустрии биотехнологий, мы предоставляем инновационные решения в области здравоохранения. Инновации для нас – это не только лекарственные средства, это в первую очередь решения, направленные на создание экосистемы сервисов для пациентов, включая скрининг факторов риска, постоянный мониторинг и анализ данных, персонифицированные рекомендации и сервисы. Мы располагаем четырьмя научно-исследовательскими центрами в Германии, Франции, Северной Америке и Азии. Ежегодно Санофи инвестирует более 5,5 млрд евро (около 15% от общих продаж компании) в область научных исследований. Следует отметить, что на начало 2019 г. в Research& Development «Санофи» находится 81 проект, включая 33 новые молекулы. И на сегодняшний день именно инновации обеспечивают рост компании.
– Говоря об инновациях, сможете спрогнозировать, какие изменения ждут медицину и фармацевтику в будущем?
– По мнению врача и учёного Дэниэла Крафта, в будущем в сфере здравоохранения и медицины нас ждёт огромное количество новых технологий, которые будут становиться всё более динамичными, доступными и продвинутыми. Наша традиционная концепция здравоохранения заключается скорее в реакционной модели лечения, когда люди ждут, пока не заболеют. Мы движемся к новой эпохе, когда вместо того, чтобы ждать проявления заболевания, мы будем его предупреждать. Будущее здравоохранения и медицины будет заключаться не только в высокотехнологичных препаратах, новых изобретениях и медицинских изделиях, но в первую очередь в более комплексном подходе к нашему собственному ритму, диетам, упражнениям и образу жизни.
«Санофи» не остаётся в стороне и продолжает искать новые подходы во всех направлениях деятельности, используя самые современные подходы и технологии: объёмные базы данных, цифровые решения, искусственный интеллект и многое другое. Например, развитие мобильных технологий и телемедицины в партнёрстве с Science 37 создаёт более удобные возможности для пациентов по участию в клинических исследованиях. Сбор данных о пациенте осуществляется цифровыми методами с помощью сенсоров или приложений. Чтобы полученная информация имела смысл, мы создали систему «ДАРВИН», первую платформу «Санофи» по сбору данных от 300 млн пациентов со всего мира по 318 заболеваниям. Всё это – во благо здоровья населения, для лучшего понимания потребностей и проблем, с которыми сталкиваются люди по всему миру. Наше партнёрство с Verily Life Sciences стало основой для Onduo – виртуальной клиники в области диабета. Основная цель – найти правильное сочетание устройства, программного обеспечения, лекарственного препарата и заботы о пациенте. Кроме того, «Санофи» совместно с Google создаст новую виртуальную Лабораторию инноваций с целью радикально изменить методы предоставления лекарств и медицинских услуг в будущем, используя возможности новейших технологий обработки данных.
– Сегодня мы видим, что государство всячески старается поддерживать фармацевтическую отрасль. Апрельским указом Президента утверждена «дорожная карта» её развития. Как вы оцениваете развитие производства лекарственных средств в Узбекистане? Существуют ли какие-то особенности фармацевтического рынка Узбекистана?
– Одной из целей «дорожной карты» развития фармацевтической отрасли является создание современного фармацевтического рынка. Локализация в фарминдустрии значительно отличается от локализации в др. сферах, т. к. требует инновационного подхода, экспертизы, ресурсов и большего количества времени. Однозначно, местная индустрия будет развиваться и совершенствоваться. А международные фармацевтические компании должны оказать поддержку с экспертизой в формировании и подготовке управленческих и технических кадров, внедрении международных стандартов и практик, запуске производственных площадок. Я придерживаюсь мнения, что тотальная локализация не должна и не может быть главным приоритетом на сегодняшний день. Мы должны пройти некоторые обязательные этапы эволюции фармацевтического рынка. И что немаловажно, при инвестировании в местную фарминдустрию важно учитывать актуальность и рентабельность проекта на годы вперёд.
Рассматривая особенности фармацевтического рынка Узбекистана, необходимо принимать во внимание наличие его потенциала. Фармацевтический рынок, по данным IMS, составляет около 820 млн евро. Он достаточно небольшой по сравнению с др. странами, но с ежегодным приростом 20%, что крайне редко для многих стран. Это означает, что рынок имеет большой потенциал для роста. Если посмотреть структуру рынка, то большую долю занимают генерики (67%), безрецептурные препараты (26%), а оригинальные препараты – всего лишь 7 процентов. Например, в Казахстане генерики составляют 46%, безрецептурные и оригинальные препараты – 30% и 24% соответственно, тогда как во Франции доля оригинальных составляет 67 процентов. Таким образом, это ещё раз доказывает, что рынку Узбекистана необходимы современные инновационные препараты.
– Фармацевтический рынок Узбекистана характеризуется высоким уровнем конкуренции, и она будет усиливаться с появлением на рынке новых игроков. Кроме того, многие международные компании проявляют интерес к Узбекистану в результате внедрения реформ в области здравоохранения и фармацевтики. Существует ли внутри страны конкурентная борьба между фармацевтическими компаниями?
– Появление на рынке новых компаний или возвращение на рынок старых означает расширение доступа населения к современным лекарственным средствам, и мы это, безусловно, поддерживаем. Ведь главная цель нашей работы – обеспечение пациентов самыми инновационными терапевтическими медикаментами, повышение доступа к качественному лечению для как можно большего числа пациентов в Узбекистане.
– Что влияет на ценообразование на отечественные и импортные препараты?
– В ценообразование входит цена на исследования и разработку, производственные расходы, которые включают в себя стоимость активного вещества и др. составляющих, стоимость доставки и расходы на маркетинг. Самую большую часть составляет стоимость исследований и разработок, поэтому цена на оригинальные препараты отличается от цены на генерические. Разработка современного инновационного препарата сегодня может занимать до 15–20 лет. Это действительно трудоёмкий процесс, требующий существенных финансовых вложений со стороны компании, причём зачастую без гарантии возврата инвестиций. При этом важно понимать, что процесс исследований и разработок состоит из нескольких этапов, включающих клинические исследования, результаты которых зачастую определяют дальнейшую судьбу медикамента. Большие надежды на оптимизацию стоимости клинических исследований с целью снижения их продолжительности и повышения процента успешных разработок сейчас лежат в области управления данными, технологии блокчейна в частности. Доступ к данным пациентов, которые хотели бы принять участие в исследованиях, единство базовых сведений о новых лекарственных препаратах – лишь некоторые факторы, которые должны здесь помочь.
Благодарим представительство французской компании «Санофи» и лично Гульнару Холматову за интересную и полезную беседу. Желаем фармкомпании процветания и успехов в деле заботы о здоровье людей.