Эффективное реформирование

От прорывных инноваций – к активному и инициативному обществу

3-2021

     В 2018 г. Президентом нашей страны был принят важный документ, направленный на объединение усилий государственных органов уп­равления и исполнительных органов и организаций в инновационном развитии – Указ «Об утверждении Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы». Главной целью стратегии определено развитие челове­ческого капитала, а также в качестве одной из основных за­дач указано вхождение Республики Узбекистан к 2030 г. в состав 50 передовых стран мира по рейтингу Глобального инновационного индекса.
     В результате проводимых в рес­публике реформ в сфере инновационной деятельности Узбекистан в 2020 г. был вновь включён в международный рейтинг Глобального инновационного индекса после пятилетнего перерыва, поднявшись по сравнению с 2015 г. на 29 позиций.
     В настоящее время Министерством инновационного развития разработана и обсуждается с соответствующими организациями и учреж­дениями Стратегия инновационного развития Республики Узбекистан на 2022-2030 годы. Данная стратегия является логическим продолжением осуществлённых в последние годы последовательных реформ, которые играют большую роль в достижении цели по вхождению Республики Узбекистан в топ-50 ведущих стран по Глобальному инновационному индексу до 2030 года.
     Итак, какая фундаментальная работа была проделана в области нау­ки и инноваций в стране за прошедший короткий период?
     Прежде всего, в высших образовательных и научно-исследовательс­ких учреждениях базовые должностные оклады профессоров, имеющих учёную степень доктора наук, увеличены в 3,2 раза по сравнению с 2016 г. и в 5 раз – в связи с введением порядка доплаты имеющим учёную степень работникам, занимающимся научно-педагогической и трудовой деятельностью.
     Приняты 3 важных документа – законы «О науке и научной деятельности», «Об инновационной деятельности» и «Об образовании», определяющие законодательные основы дальнейшего развития науки и инновационной деятельности и укреп­ления научного потенциала кадров.
     В настоящее время в нашей стране внедрён механизм государственного заказа на научно-исследовательские работы на основе передового зарубежного опыта. В качестве нового порядка регулярно публикуется госзаказ на тематические проекты, в которых ясно обозначены конечный продукт и объём финансирования. В результате сформировалась конкурентная среда, появилась возможность получать постоянные грантовые средства. По сравнению с 2017 г. финансирование каждого проекта увеличилось в 3,5 раза и не менее 40% средств направлено на закупку необходимого оборудования, реагентов и материалов для научно-исследовательской деятельности.
В стране создана стартап-экосис­тема, охватывающая все этапы от идеи до потребителя, при этом поддерживаются масштабные стартап-проекты. Впервые за счёт государственных грантовых средств сформирована система поддержки и финансирования стартап-проектов, профинансировано 48 стартап-проектов на общую сумму 40,5 млрд сум. и организовано производство новой конкурентоспособной продукции.
     Для оперативного внедрения в экономику страны новых наукоёмких технологий в практику внедряется трансфер технологий. Реализовывались инвестиционные проекты с общей стоимостью 3,3 млн долл. США на основе трансфера передовых зарубежных технологий.
     В 2018-2020 гг. создано 18 научных организаций, 10 научных центров и 4 технопарка. При участии трио Учёный – банк – предприниматель, основанного на заинтересованности в коммерциализации научных разработок, создана новая система коммерциализации научных разработок, в рамках которой подготовлено большое количество проектов с об­щей стоимостью 149,5 млрд сум., и объём произведённой наукоёмкой продукции превысил 62 млрд сумов.
     Введён упрощённый порядок закупки научно-лабораторного оборудования. С 2018 г. по настоящее время в 9 научно-исследовательских учреждениях установлено 69 ед. лабораторного оборудования, а в соответствии с новым упрощённым порядком закупок в 2020 г. в 15 научно-исследовательских учреждениях закуплено более 200 ед. лабораторного оборудования. На приоб­ретение современного лабораторного оборудования научно-исследовательским учреждениям направлено 30,4 млн долл. США и 116 млрд сум. выделено на ремонт зданий и сооружений. Кроме того, закупка реактивов и реагентов бюджетными организациями, осуществляющими научную деятельность, включена в перечень товаров, закупаемых государственными заказчиками на основании прямых договоров.
     В целях поддержки инициатив талантливой молодёжи и развития её научного потенциала при Минис­терстве инновационного развития Узбекистана создана Академия молодёжи. В настоящее время членами академии являются более 2000 молодых людей, из которых 15 человек – это лидеры во всех регионах респуб­лики.
     В 2020 г. в целях поддержки прик­ладных и инновационных проектов молодых учёных Академией моло­дёжи объявлен конкурс практичес­ких и инновационных проектов на сумму 30,2 млрд сумов.
     В апреле 2021 г. в целях повышения эффективности коммерциализации результатов научной деятельности, исходя из потребностей реального сектора экономики и социальной сферы, а также содействия реализации и локализации трансфера зарубежных технологий при Министерстве инновационного развития создан Национальный офис внед­рения инноваций и трансфера технологий.
     В целях дальнейшего ускорения инновационной деятельности в регионах, формирования предложения научно-технических решений по существующим социально-экономическим проблемам, обеспечения коммерциализации региональных научно-исследовательских проектов, полной организации системы поддержки идей и инициатив населения, в частности молодёжи, по направлению махалли созданы управления инновационного развития Республики Каракалпакстан и областей.
     В соответствии с мировым опытом инновационная экосистема состоит из взаимосвязанных «кардинально обновляющих» (disruptive), «устойчивых» (sustainable) и «эффективных» (efficient) инноваций. «Кардинально обновляющие» инновации заключаются в организации производства продукции или видов услуг, обладающих свойствами и возможностями, совершенно отличными от традиционных, и в большинстве случаев требуют значительных капиталовложений. Однако именно они имеют большое значение, поскольку приводят к созданию большого числа новых рабочих мест. «Устойчивые» инновации не создают новых рабочих мест и не требуют больших капиталовложений, но обеспечивают оптимизацию и устойчивость, привлекательность и регулярное совершенствование «кардинально обновляющих» инноваций на быстро меняющемся потребительском рынке, формируя устойчивую систему «кардинально обновляющегося» инновационного рынка и покупателя. В Узбекистане отсутствует целостная система для создания цикличес­ких отношений (т. е. инноваций) «кардинально обновляющих» – «устойчивых» – «эффективных» инноваций, включающая в себя циклическое функционирование самой инновации – «инновация – капитал – инновация», в связи с чем её основные процессы остаются в крайне разрозненной форме. Одной из актуальных задач, стоящих перед нами до 2030 г., является создание правовых и финансовых условий для разъяснения субъектам инновационной экосистемы сущности, содержания, обучения, функционирования такой цикличес­кой инновационной экосистемы, оп­ределение задач и обязанностей каждого звена.
     В нашей стране численность молодёжи в возрасте до 30 лет составляет более 18 млн чел., а это – около 55% населения. При этом официальная безработица среди населения 18-30-летнего возраста составляет сегодня 17 процентов. Только к концу 2021 г. спрос на новые рабочие места среди молодёжи будет превышать 1 350 тысяч. В стране сохраняется динамика численности населения, вошедшего в «Железную», «Женскую», «Молодёжную» тетради, основанные на списках нуждающихся в трудоустройстве.
     В республике продолжаются последовательные реформы, направленные на обеспечение занятости населения, в т.ч. молодёжи и женщин. В частности, 2021 год объявлен «Годом поддержки молодёжи и укреп­ления здоровья населения», в рамках которого внедряются новые методы работы с молодёжью, изучается количество нетрудоустроенной молодёжи по махаллям. Во всех регионах страны организуется система поддержки мо­лодёжного предпринимательства, обеспечения заня­тости молодых посредством про­фессионального обу­чения.
 
 
Иброхим АБДУРАХМАНОВ,
Министр инновационного развития, академик
 
 
Весь текст статьи вы сможете прочитать в печатной версии журнала

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

  • сделать заказ

    сделать заказ
  • АФИША

  • Реклама

  • АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА

  • Контакты

    Узбекистан, 100000, г. Ташкент, ул. Матбуотчилар, 32

  • Подписка на новости

    Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.