Столица Узбекистана вовлечена сегодня в масштабные работы по модернизации систем тепло- и водоснабжения города в связи с интенсивным ростом строительных работ. Возведение большого числа крупных объектов социально-экономического и культурно-делового назначения предполагает и новые системы подачи воды и тепла, при этом требуется замена устаревших, обеспечивающих водой и отоплением давно построенные жилые и производственные комплексы с целью равномерной оптимизации всех городских сетей тепло-и водоподачи. Эта задача была бы непосильна для молодой экономики независимой Республики Узбекистан без финансовой поддержки крупных международных финансовых институтов. В числе активных партнёров страны и главного города республики в преобразовательных процессах – Всемирный банк (ВБ) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
Развитие городской системы теплоснабжения. Теплоснабжение занимает ведущее место в структуре потребления всех энергоносителей. Потребителями тепловой энергии являются население, промышленность и сфера услуг. Основными источниками производства тепловой энергии служат ТЭЦ и котельные разных мощностей. Для того, чтобы бесперебойно поставлять потребителям тепловую энергию и использовать наиболее безопасную систему теплоснабжения, в Узбекистане на протяжении уже многих лет используется централизованная система теплоснабжения. Она сформировалась в 1950–1970 гг. по схеме открытого водоразбора и зависимого подключения к тепловым сетям отопительных систем зданий. В связи с ускоренным развитием экономики страны и ростом числа потребителей, а значит, и актуальностью увеличения объёмов производства тепловой энергии эта система на сегодняшний день устарела, вызывая ряд проблем, из которых основными являются: высокая степень износа тепловых сетей и низкий остаточный ресурс; высокие удельные расходы топлива на производство тепловой энергии и другие. Из-за длительной эксплуатации затрудняется обеспечение надёжной работы и снижение потерь теплосетей. В целях последовательного осуществления мер по повышению качества и обеспечению бесперебойной подачи тепловой энергии потребителям, обновления и модернизации основных фондов систем теплоснабжения на основе внедрения современных экономичных и энергосберегающих технологий, эффективного и рационального использования топливно-энергетических ресурсов Постановлением Главы государства 20 апреля 2017 г. утверждена Программа развития системы теплоснабжения на период 2018–2022 годы. Приоритетными задачами в ней определены:
● внедрение новых энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования в системе теплоснабжения, в т. ч. с использованием возобновляемых источников энергии;
● развитие системы децентрализованного теплоснабжения многоквартирного жилищного фонда, социальных и др. объектов путём строительства энергоэффективных локальных котельных, а также установки индивидуальных внутриквартирных систем теплоснабжения;
● проведение модернизации и реконструкции с заменой физически и морально устаревших неэкономичных котлоагрегатов, изношенных магистральных и распределительных тепловых сетей;
● организация нормативного учёта потребления и производства энергоресурсов, внедрение автоматизированной системы учёта потребителей, начисления и оплаты услуг теплоснабжения;
● проведение единой технической политики в системе теплоснабжения, направленной на сокращение расходов за счёт недопущения роста непроизводительных расходов и снижения сверхнормативных потерь при транспортировке, распределении и потреблении тепловой энергии.
Постановлением утверждены параметры модернизации и реконструкции центральных котельных, тепловых сетей, локальных котельных, строительство энергоэффективных локальных котельных, включая применение гелиоустановок, установка индивидуальных внутриквартирных систем теплоснабжения, а также комплексные мероприятия по развитию системы теплоснабжения на период 2018–2022 годы.
Качественная организация систем теплоснабжения предполагает модернизацию предприятий отрасли с уделением особого внимания опыту европейских стран – Австрии, Дании, Германии и Финляндии, применяющих энергосберегающие и многоцелевые технологии в этой сфере. В числе таких планируемых инноваций – закрытая система теплоснабжения, основанная на принципе циркуляции и повторного использования тепла. К примеру, перевод теплоснабжения на закрытую систему в Ташкенте позволит предотвратить потерю 3 млн Гкал тепла на сумму 300 млрд сум., сэкономить 320 млн м3 природного газа (160 млрд сум.) и 85 млн кВт электричества (25 млрд сумов).
В соответствии с принятыми программой и иными правительственными решениями реализуются инвестиционные проекты, направленные на развитие систем теплоснабжения в столице и др. городах Узбекистана.
Роль международных финансовых институтов в тепло-и водоснабжении столицы Узбекистана. Всемирным банком и Европейским банком реконструкции и развития совместно с Республикой Узбекистан активно разрабатываются и реализовываются десятки проектов в различных секторах экономики страны. Одной из важнейших на сегодняшний день является задача эффективной работы коммунальных хозяйств города по обеспечению растущих потребностей в водоресурсах и теплоснабжении объектов города и населения. С этой целью в настоящее время консалтинговой компанией FCG Finnish Consulting Group завершены работы по разработке технико-экономического обоснования для реализации проекта «Реконструкция систем централизованного теплоснабжения и повышение энергоэффективности», которым предусмотрена реконструкция систем централизованного теплоснабжения 5-ти городов Узбекистана, включая зону ТЦ-8 в Сергелийском районе г. Ташкента. Реализация проекта, разработанного при участии Всемирного банка (ВБ) с планируемым кредитом в размере 53 974,28 млн долл. США, намечена на период 2019–2023 годы. Проектом предусмотрено осуществить следующие виды работ:
● модернизация теплоисточника ТЦ-8 (15,812 млн долл. США);