Sorry, this entry is only available in Русский. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
Столица Узбекистана вовлечена сегодня в масштабные работы по модернизации систем тепло- и водоснабжения города в связи с интенсивным ростом строительных работ. Возведение большого числа крупных объектов социально-экономического и культурно-делового назначения предполагает и новые системы подачи воды и тепла, при этом требуется замена устаревших, обеспечивающих водой и отоплением давно построенные жилые и производственные комплексы с целью равномерной оптимизации всех городских сетей тепло-и водоподачи. Эта задача была бы непосильна для молодой экономики независимой Республики Узбекистан без финансовой поддержки крупных международных финансовых институтов. В числе активных партнёров страны и главного города республики в преобразовательных процессах – Всемирный банк (ВБ) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
Развитие городской системы теплоснабжения. Теплоснабжение занимает ведущее место в структуре потребления всех энергоносителей. Потребителями тепловой энергии являются население, промышленность и сфера услуг. Основными источниками производства тепловой энергии служат ТЭЦ и котельные разных мощностей. Для того, чтобы бесперебойно поставлять потребителям тепловую энергию и использовать наиболее безопасную систему теплоснабжения, в Узбекистане на протяжении уже многих лет используется централизованная система теплоснабжения. Она сформировалась в 1950–1970 гг. по схеме открытого водоразбора и зависимого подключения к тепловым сетям отопительных систем зданий. В связи с ускоренным развитием экономики страны и ростом числа потребителей, а значит, и актуальностью увеличения объёмов производства тепловой энергии эта система на сегодняшний день устарела, вызывая ряд проблем, из которых основными являются: высокая степень износа тепловых сетей и низкий остаточный ресурс; высокие удельные расходы топлива на производство тепловой энергии и другие. Из-за длительной эксплуатации затрудняется обеспечение надёжной работы и снижение потерь теплосетей. В целях последовательного осуществления мер по повышению качества и обеспечению бесперебойной подачи тепловой энергии потребителям, обновления и модернизации основных фондов систем теплоснабжения на основе внедрения современных экономичных и энергосберегающих технологий, эффективного и рационального использования топливно-энергетических ресурсов Постановлением Главы государства 20 апреля 2017 г. утверждена Программа развития системы теплоснабжения на период 2018–2022 годы. Приоритетными задачами в ней определены:
● внедрение новых энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования в системе теплоснабжения, в т. ч. с использованием возобновляемых источников энергии;
● развитие системы децентрализованного теплоснабжения многоквартирного жилищного фонда, социальных и др. объектов путём строительства энергоэффективных локальных котельных, а также установки индивидуальных внутриквартирных систем теплоснабжения;
● проведение модернизации и реконструкции с заменой физически и морально устаревших неэкономичных котлоагрегатов, изношенных магистральных и распределительных тепловых сетей;
● организация нормативного учёта потребления и производства энергоресурсов, внедрение автоматизированной системы учёта потребителей, начисления и оплаты услуг теплоснабжения;
● проведение единой технической политики в системе теплоснабжения, направленной на сокращение расходов за счёт недопущения роста непроизводительных расходов и снижения сверхнормативных потерь при транспортировке, распределении и потреблении тепловой энергии.
Постановлением утверждены параметры модернизации и реконструкции центральных котельных, тепловых сетей, локальных котельных, строительство энергоэффективных локальных котельных, включая применение гелиоустановок, установка индивидуальных внутриквартирных систем теплоснабжения, а также комплексные мероприятия по развитию системы теплоснабжения на период 2018–2022 годы.
Качественная организация систем теплоснабжения предполагает модернизацию предприятий отрасли с уделением особого внимания опыту европейских стран – Австрии, Дании, Германии и Финляндии, применяющих энергосберегающие и многоцелевые технологии в этой сфере. В числе таких планируемых инноваций – закрытая система теплоснабжения, основанная на принципе циркуляции и повторного использования тепла. К примеру, перевод теплоснабжения на закрытую систему в Ташкенте позволит предотвратить потерю 3 млн Гкал тепла на сумму 300 млрд сум., сэкономить 320 млн м3 природного газа (160 млрд сум.) и 85 млн кВт электричества (25 млрд сумов).
В соответствии с принятыми программой и иными правительственными решениями реализуются инвестиционные проекты, направленные на развитие систем теплоснабжения в столице и др. городах Узбекистана.
Роль международных финансовых институтов в тепло-и водоснабжении столицы Узбекистана. Всемирным банком и Европейским банком реконструкции и развития совместно с Республикой Узбекистан активно разрабатываются и реализовываются десятки проектов в различных секторах экономики страны. Одной из важнейших на сегодняшний день является задача эффективной работы коммунальных хозяйств города по обеспечению растущих потребностей в водоресурсах и теплоснабжении объектов города и населения. С этой целью в настоящее время консалтинговой компанией FCG Finnish Consulting Group завершены работы по разработке технико-экономического обоснования для реализации проекта «Реконструкция систем централизованного теплоснабжения и повышение энергоэффективности», которым предусмотрена реконструкция систем централизованного теплоснабжения 5-ти городов Узбекистана, включая зону ТЦ-8 в Сергелийском районе г. Ташкента. Реализация проекта, разработанного при участии Всемирного банка (ВБ) с планируемым кредитом в размере 53 974,28 млн долл. США, намечена на период 2019–2023 годы. Проектом предусмотрено осуществить следующие виды работ:
● модернизация теплоисточника ТЦ-8 (15,812 млн долл. США);