Сегодня Узбекистан активно реализует политику повышения уровня конкурентоспособности страны на основе технического и технологического прорыва в отраслях реального сектора экономики. Лидирующую роль в этом процессе играет автомобилестроение, развитие которого является символом индустриального прогресса страны.
Настоящий выпуск «Экономического вестника Узбекистана» посвящён деятельности успешной и перспективной компании отрасли ADM Global (ООО «Roodell»), и открывает его большое интервью с руководителем группы компаний Данияром ДАВЛЕТИЯРОВЫМ.
– Данияр Бегдуллаевич, старт деятельности компании ADM Jizzakh был дан в 2014 году. И она – первая, кто потеснил монопольных производителей на отечественном автомобильном рынке. Благодаря кому и чему это произошло?
– Думаю, не ошибусь, если скажу, что автомобили любят все, и если даже не любят, то, однозначно, к ним не равнодушны. Вот и мы с друзьями решили совместить хобби с предпринимательской и профессиональной деятельностью. Начали с продаж и сервисного обслуживания автомобилей Lada, после чего в линейке появились другие популярные бренды: Renault, Kia, Chery, Haval, Hyundai…
Прежде всего проанализировали ситуацию на рынке, увидели, что есть значительный потенциал роста продаж. А для значительного увеличения продаж необходимо производить здесь, локально. Так и появилась сначала идея, потом бизнес-план, потом инвестиционный проект и так далее.
Тогда, на старте нашей деятельности в 2014-м, мы даже не подозревали, что станем одним из крупных автопроизводителей в нашей стране. Но наши стремления и цели были непоколебимы. Рост нашего бизнеса способствовал возникновению идеи – наладить производство в Джизаке, открыв в этом регионе автозавод. Выпуск автомобилей разнообразит автомобильный рынок Узбекистана, что создаст альтернативу покупателям. Мы знали, что мультибрендовое производство – это то, чего не хватало нашим отечественным покупателям, наша задача – идти в ногу со временем и производить современный модельный ряд автомобилей.
– ADM Global – это группа компаний. Расскажите, какие направления деятельности входят в вашу структуру.
– Группа компаний ADM Global специализируется на дистрибуции, локальном производстве, продаже, гарантийном и послегарантийном обслуживании легковых и коммерческих автомобилей, услугах логистики, лизинга, а также реализации оригинальных запчастей и аксессуаров.
Завод ADM Jizzakh находится в СЭЗ «Джизак», в кластер входит SKD-завод по крупноузловой сборке, CKD-завод по мелкоузловой сборке и ряд компаний. ADM Component занимается производством и продажей комплектующих кузова и частей шасси. Компания, образованная в прошлом году и начавшая серийное производство с 15 апреля т. г., специализируется на локализованных поставках кузовных деталей для модели Kia Sonet.
ООО ADMC Dasan производит пластиковые комплектующие для автомобилей: передние и задние бампера, дверные обшивки, рейлинги, консоли и другие. Предприятие имеет современную технологическую линию крупногабаритных термопласт-автоматов и роботизированное сборочное оборудование ультра- и термосварки.
KCC Paints – цех по производству лакокрасочных материалов для автомобилей, здесь локализованы такие процессы, как смешивание, колеровка, гармонизация цвета красок.
Youngsan – цех по производству передних и задних сидений для автомобилей, где локализованы такие процессы, как литьё под давлением пенополиуретана, сборка, тестирование. Массовое производство запланировано с августа 2024 года. Также на втором этапе будут локализованы такие процессы как раскрой, шитьё, набивка, украшение, обрезка, сшивание, сгибание, точечная сварка, CO2-сварка, шлифование, полусборка (с 2025 года).
ООО DMC Jizzakh производит резиновые уплотнители дверных проёмов, окон, потолков, багажника и моторного отсека автомобилей.
В г. Асака расположен ADM Electrics по производству электрических компонентов и компонентов для систем отопления, вентиляции и кондиционирования.
Помимо перечисленных предприятий к автомобильному кластеру ADM Jizzakh относятся контейнерные площадки, хранилища для комплектующих и так далее. В 2024–2027 гг. планируется локализовать выпуск ещё 348 видов комплектующих. На данный момент установлены кооперационные связи с 21 предприятием страны. В целом на предприятии созданы мощности для ежегодного производства 100 тыс. легковых автомобилей.
– Растёт ли в нашей стране спрос на марки автомобилей компании? Как вы оцениваете продажи и интерес к вашим автомобилям в целом? Расскажите, пожалуйста, о текущих объёмах производства, достоинствах марок выпускаемых автомобилей.
– Наша цель – быстрое расширение продуктового портфеля в крупных, быстрорастущих и перспективных сегментах рынка путём выпуска новых автомобилей с высоким уровнем качества. Так, современная история Kia, старейшего корейского автопроизводителя (с 1944 г.)., – это стильный и узнаваемый дизайн, инновационные технологии и безупречное качество, широкий модельный ряд, рациональная ценовая политика и максимальная ориентированность на клиента. Каждая последующая модель опережает запросы клиентов, задаёт новые тренды в автомобильной индустрии. Модельный ряд Kia, предлагаемый нами, включает надёжные и практичные автомобили: бизнес и представительского класса К5, К8, К9, EV6; спортивный и компактный Cerato; кроссоверы и внедорожники Sonet, Sorento, EV9, Seltos, Sportage, Carnival, Carens. Во всех официальных дилерских центрах Kia по всему Узбекистану досрочно, 29 мая, стартовали первые массовые выдачи долгожданного кроссовера Kia Sonet. Мы с успехом завершили пилотное производство Kia Sonet с полным технологическим циклом (CKD) и начали массовое производство. Sonet представлен в трёх комплектациях и стал одним из самых продаваемых компактных кроссоверов.
С 2022 г. ADM Global подписала соглашение о сотрудничестве с Сhery Automobile – китайской автомобилестроительной компанией. Марка Chery широко известна во всём мире. Мы начали продажи автомобилей этой марки в Узбекистане с октября 2022 года. Были представлены три модели из разряда кроссоверов: пятиместный Tiggo 7 Pro, семиместные Tiggo 8 Pro и Tiggo 8 Pro Max. Отличительными чертами этих моделей являются эргономичная система управления, безопасность, комфорт, технологичность и стиль. Последняя представленная модель – это седан С-класса Arrizo 6 Pro. Модель завоевала популярность среди узбекских автолюбителей, дополнив предыдущие успешные кроссоверы.
Бренд Haval – это премиальные внедорожники и кроссоверы, производимые с учётом всех европейских и мировых стандартов качества. Можно отметить такие преимущества кроссоверов Haval, как просторный салон с качественной отделкой и хорошей шумоизоляцией, широкий выбор комплектаций и опций, технологии безопасности и удобства, экономичный и мощный турбированный двигатель.
Hyundai Motor Company – всем известная южнокорейская автомобилестроительная компания. Это крупнейший автопроизводитель (четвёртый) в мире. В Узбекистане эта марка представлена новой моделью грузового автомобиля Mighty от Hyundai Truck & Bus, которая демонстрирует заботу компании о здоровье водителя и безопасности груза.
Как видите, наш обширный модельный ряд предлагает автомобили на любой вкус. Мы увеличиваем производство каждый год для удовлетворения спроса со стороны узбекских потребителей. Например, объём производства и реализации в 2022 г. составил больше 7 тыс. автомобилей. Уже в 2023 г. производство достигло 25 574 ед., а объём реализации перевалил за 24 тыс., что показывает огромный интерес соотечественников к нашим моделям.
– В одном из интервью Вы сказали, что одной из главных целей вашей компании является создание национального автомобиля. Какими шагами двигаетесь к намеченному?
– Опыт, приобретённый в автобизнесе, позволяет сделать вывод, что самое ценное в прямом смысле, с точки зрения финансов, и самое дорогое – это интеллектуальная собственность, те ноу-хау, которые создаются высококлассными специалистами. В автомобилестроении это всё связано и с дизайном, и с разработкой, и с проектированием автомобилей, компонентов, а также организацией бизнес-процессов. За прошедшее время мы (я имею в виду узбекистанцев) научились работать, используя чужие разработки, оборудование, процессы. Сейчас настало время развивать собственные компетенции по дизайну и инжинирингу. Это позволит сделать ещё один большой шаг на пути создания добавленной стоимости. Конечно, сегодня это звучит несколько фантастично – сделать свой национальный автомобиль, но уже сегодня можно начать с подготовки местных инженерных кадров, способных самостоятельно разработать и реализовать проект по модернизации и (или) фейслифтингу какой-либо модели, решить задачу по обновлению дизайна, продлению жизненного цикла, повышению безопасности автомобиля в целом и его компонентов. Обладая такими компетенциями, узбекская автомобильная отрасль могла бы стать участником проектов разработки и выведения на рынок новых моделей, реализуемых глобальными игроками. Мы могли бы делать какую-то часть проектных или инжиниринговых работ. И это вполне реально.
Добавить комментарий