В настоящее время туризм можно рассматривать как важную составляющую экономики многих государств, которая обеспечивает занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, массовых зрелищных мероприятий, повышение уровня посещаемости культурных учреждений (музеев, театров, галерей, ремесленных мастерских и магазинов). Если говорить о развитии туризма в целом по Республике Узбекистан, то можно сказать, что в последнее время наблюдается устойчивая тенденция развития отрасли. При среднемировом показателе 4,5% в Узбекистане среднегодовые темпы роста индустрии гостеприимства составили 7,6% за последние десять лет, что весьма оптимистично. Сегодня, благодаря большому вниманию со стороны правительства отрасли туризма, из года в год увеличивается его доля в ВВП республики. Однако, по данным WTTC («Travel & Tourism: Economic Impact 2015») доля туристских услуг в ВВП Узбекистана составляет пока лишь 1,1% (1,1 трлн сум., или 550 млн долл. США), в то время как в Украине – 2,2% , в Казахстане – 1,6%, в России – около 1,5% (11,3 млрд долл. США).
Внутренняя экономическая природа туризма предусматривает, что турист непременно должен оставить свои деньги в посещаемом государстве в обмен на услуги, предоставленные непосредственно на его территории. Туризм основан на использовании местных туристских ресурсов, а взамен предприятия или государство должны получить доход.
Республика Узбекистан входит в число наиболее экономически устойчивых и безопасных регионов Центральной Азии, а также обладает большой инвестиционной привлекательностью для потенциальных инвесторов. Значительный природный, культурно-исторический, материально-технический, кадровый, инновационный и инфраструктурный потенциалы республики позволяют развивать ряд перспективных туристских направлений. Однако, как показывает практика, сфера туризма в нашей стране продолжает оставаться недостаточно развитой отраслью при возрастающем спросе на её услуги, т.к. внимание акцентируется на развитии единичных территорий с высоким уровнем туристского потенциала (Самаркандская, Бухарская, Хорезмская области и г. Ташкент), в то время как другие регионы (Сурхандарьинская, Сырдарьинская, Джизакская области) остаются за пределами основных туристических проектов, на второстепенных ролях. По нашему мнению, за счёт единичных, даже очень ярких (известных) туристских брендов невозможно выйти на качественно новый уровень развития туристского движения. Только через развитие единой системы туристских объектов, выражающих возможности всех регионов республики, рассматривая их потенциал с точки зрения международной конкурентоспособности можно выйти на принципиально новые масштабы туристической деятельности.
В связи с этим перед всеми туристическими предприятиями возникают новые проблемы и задачи. Среди них можно выделить необходимость повышения уровня комфорта, сервиса, безопасности, разработки новых уникальных турнаправлений, завоевания новых туристических рынков и др. аспекты. Одним из главных направлений разрешения этих вопросов является развитие туристической инфраструктуры как важнейшей социально-экономической составляющей благополучия страны. Исходя из вышеизложенного целью данной статьи является исследование особенностей туристической инфраструктуры на свободных экономических зонах и развитие промышленного туризма.
Вопросам развития туристической инфраструктуры на различных территориях, в т. ч. на промышленных, уделяют внимание в своих работах различные зарубежные и отечественные авторы, которые отмечают, что инфраструктура туризма Узбекистана ещё не соответствует современному мировому уровню, хотя в последние годы наметились тенденции по созданию современных высококлассных отелей и номеров в лечебно-оздоровительных санаториях.
Туристская индустрия – взаимосвязанная система предприятий и предпринимателей, которые предоставляют туристам все необходимые для потребления и достаточные для осуществления самого процесса туризма туристические услуги, работы и товары. Бурное развитие массового туризма в мире активизировало развитие смежных с индустрией туризма отраслей народного хозяйства, науки и культуры, системы образования. Исходя из этих предпосылок туристическая индустрия – это совокупность средств транспорта, гостиниц и др. пунктов размещения, объектов и мест развлечений, общественного питания, познавательного, лечебного, оздоровительного, спортивного, религиозного, делового и другого назначения, а также организаций, которые осуществляют туроператорскую и турагентскую деятельность, оказывают туристско-экскурсионные услуги.
На данном этапе развития, независимо от государственного строя страны или территории туристического центра, в сфере туризма действуют, как правило, несколько различных типов предприятий, осуществляющих туристическую деятельность, а именно – организаторы туризма. Важно, чтобы все эти организации гармонично дополняли друг друга и предоставляли все услуги, необходимые потребителю и достаточные по количественным, качественным и ассортиментным показателям. Объединение перечисленных предприятий в комплексы формирует туристическую инфраструктуру.
Главным элементом любой туристской инфраструктуры являются её ресурсы – совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, которые имеют комфортные особенности и пригодны для создания туристской инфраструктуры. Эти ресурсы можно разделить на 3 группы:
Весь текст статьи вы можете прочитать в печатной версии журнала.