Год назад Указом Президента Узбекистана было создано Агентство по развитию рынка капитала, которое должно заниматься защитой прав и интересов инвесторов и внедрением новых видов финансовых инструментов. В октябре прошлого года Глава государства провёл совещание по вопросам развития фондового рынка, в ходе которого было отмечено, что в данной сфере действует порядка 100 нормативных актов, ограничивающих и препятствующих развитию рынка ценных бумаг. Об обстоятельствах, сдерживающих рост рынка капитала нашей страны и перспективах его развития – наше интервью с Председателем правления Республиканской фондовой биржи «Тошкент» УСМОНОВЫМ Бекзодом Шавкатовичем.
– Бекзод Шавкатович, есть ли уже реальные изменения в сфере рынка капитала спустя год после принятия Указа Президента Республики Узбекистан, направленного на коренное совершенствование системы управления госактивами, антимонопольное регулирование и развитие рынка капитала?
– Несомненно, факт того, что регулятор рынка капитала стал отдельным органом даёт положительный результат. Думаю, первый год не только для Агентства по развитию рынка капитала, но и для нас стал годом определения дальнейших действий, установления правил игры для участников рынка капитала. Также в вышеуказанном Указе Президентом страны было поручено разработать Стратегию по развитию рынка капитала на 2020–2025 годы. К концу прошлого года Агентство выставило на публичное обсуждение проект Стратегии, разработанный на основе рекомендаций консультантов, привлечённых при поддержке Европейского банка развития и реконструкции и Азиатского банка развития, которые в течении прошлого года изучали инфраструктуру финансового сектора и механизмы работы рынка ценных бумаг.
В целом прошедший год был годом определения путей трансформации рынка капитала и ознаменован повышением интереса со стороны международных финансовых институтов.
И надо особо отметить, что 15 ноября 2019 г. состоялась международная конференция, посвящённая роли рынка капитала в развитии экономики страны, в ходе которой зарубежные инвесторы констатировали огромный потенциал этого рынка и повышение интереса к фондовому рынку Узбекистана. В то же время большое внимание, оказываемое руководством страны развитию сферы, примером которого явилось совещание, проведённое Главой государства в октябре прошлого года, служит стимулом для дальнейшего развития рынка капитала.
– В ходе вышеупомянутого совещания руководством был отмечен низкий процент суммы акций по отношению к ВВП и поставлена задача увеличить общий объём ценных бумаг на фондовом рынке до 10–15% от ВВП. Как этого достичь, и что это даст нашей экономике?
– Первое, что необходимо отметить – это низкий уровень free float (объём свободно обращающихся ценных бумаг на фондовом рынке), который не даёт в полной мере раскрыться потенциалу рынка. Увеличение этой доли повышает ликвидность рынка, определит справедливое ценообразование и даст реальную оценку состояния рынка. Вместе с тем, была отмечена ограниченность выбора инструментов для инвесторов. Ускорение процессов создания новых инструментов, а также вовлечения на рынок капитала новых игроков, к примеру, разрешение на выпуск обществами с ограниченной ответственностью собственных облигаций и их обращение на фондовой бирже поспособствует увеличению объёма рынка.
Ещё одним фактором, не позволяющим развиваться рынку капитала, является высокая доля государства в экономике страны. Проведение процесса приватизации путём публичных предложений не только повысит доверие и интерес к рынку капитала, но и создаст пул инвесторов, готовых рассматривать ценные бумаги в качестве источника доходов. Грамотный и целенаправленный подход к снижению участия государства в акционерных обществах позволит наладить рыночные механизмы определения реальной стоимости компаний. В международной практике для оценки эффективности деятельности предприятий стоимость компании определяется через рыночную капитализацию. Также приватизация путём IPO/SPO приведёт к повышению прозрачности и развитию корпоративного управления, которое так необходимо для привлечения иностранных инвесторов.
– Недавно некоторые СМИ писали о нашем «двадцатилетнем» отставании от ближайшего соседа – Казахстана. Но так ли это на самом деле? Как Вы оцениваете ситуацию с развитием отечественных биржевых площадок? Какой уровень взаимодействия в сфере обмена опытом с зарубежными площадками мы имеем?
– Хотя мы с Казахстаном соседи и имеем общее прошлое, нам стоит понимать, что после обретения независимости у нас были абсолютно разные пути и цели развития. Если рассматривать конкретно на примере рынков капитала двух стран, то в Казахстане большой объём биржевых оборотов обусловлен тем, что последние годы несколько площадок вели деятельность под эгидой фондовой биржи, в то время как в Узбекистане существуют отдельные биржи для разных рынков. Основной оборот Казахстанской биржи приходится именно на денежный и валютный рынки. В то же время нельзя не упомянуть, что на протяжении продолжительного периода в Казахстане регулирующим органом и банковского сектора, и рынка капитала был Центральный банк, и только в прошлом году в Казахстане учредили отдельный регулирующий орган.
Касательно технологий для обслуживания биржевых площадок могу сказать, что на сегодняшний день на фондовом рынке используется современная корейская система. Единый программно-технический комплекс объединяет всех участников рынка и обслуживает торговую, брокерскую, клиринговую, расчётную и депозитарную деятельности. Все торги проходят в режиме онлайн, у инвесторов есть возможность совершать операции с ценными бумагами с любой точки мира, где есть Интернет.
Что касается международного сотрудничества, то мы с 1995 г. являемся членами Федерации Евро-Азиатских фондовых бирж, а с 2000 г. – Международной ассоциации бирж СНГ, кроме того, Республиканская фондовая биржа «Тошкент» тесно сотрудничает с ведущими фондовыми биржами, такими как Nasdaq, Лондонская фондовая биржа, Стамбульская биржа, Московская биржа, Казахстанская фондовая биржа. Могу сказать, что у нас довольно тесные и дружеские отношения с вышеперечисленными организациями, направленные на дальнейшее развитие рынков капитала.
– Предложений на фондовом рынке страны большое количество, это – акции предприятий, банковского сектора, государственные доли. Но не хватает тех, кто будет их покупать. Как нам привлечь на рынок капитала инвесторов?
– В современных условиях рыночной экономики основной проблемой на рынке ценных бумаг является не отсутствие инвесторов, а недостаточность информации об акционерных обществах. Без достаточной прозрачности и эффективного корпоративного управления невозможно обеспечить привлекательность предприятий. В этом плане необходимо отметить, что ведение отчётности акционерными обществами по МСФО играет большую роль. До сегодняшнего дня только малая часть предприятий придерживаются данной формы финансовой отчётности, что вызывает затруднение в оценке компаний для иностранного инвестора. Также мы наблюдаем, что некоторые акционерные общества пренебрегают требованиями по раскрытию информации.
Необходимо отметить, что зачастую на зарубежных рынках капитала основными инвесторами являются банки, пенсионные фонды и страховые компании. Физические лица (ритейл-инвесторы) традиционно составляют лишь малую часть всех инвесторов на фондовом рынке, но на данный момент в Узбекистане именно они осуществляют большее количество сделок на фондовом рынке. Для привлечения коммерческих банков, пенсионных фондов и страховых компаний, а затем инвестиционных банков и хэдж-фондов требуются структурные реформы в банковском секторе и системе пенсионных фондов, изменения в законодательстве, а также повышение финансовой грамотности как среди населения, так и среди компаний.
– Почему фондовый рынок страны так заметно отстаёт от банковской сферы, ведь, по сути, операции с ценными бумагами являются хорошей альтернативой банковскому депозиту?