Bunaqa til mavjud emas “Ruscha”. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
Коронавирус оказался по-настоящему непредсказуемым явлением, поэтому сегодня бизнес-стратегию вынуждены корректировать все компании без исключения. Только на первый взгляд кажется, что крупному бизнесу сейчас проще. Компании, у которых есть запас средств и которые продолжают работать, переживают эпидемию легче, но и им приходится принимать безотлагательные решения, оказывать помощь нуждающимся.
Зафар Камильевич ХАШИМОВ – основатель семейства компаний ДП «Anglesey Food» (сеть супермаретов korzinka.uz, магазин у дома Smart, служба такси City Taxi, сеть франчайзинговых магазинов одежды RedTag и мультибрендовой обуви FLO) дал эксклюзивное интервью нашему журналу о том, как развивается его бизнес в этих непростых для каждого условиях.
– Зафар Камильевич, добрый день. За долгие годы деятельности Вами накоплен достаточно солидный стаж и опыт работы, выработан свой стиль и имидж, что помогает Вашим компаниям поддерживать статус, развиваться и сохранять ведущие позиции в различных сферах. Ключевые задачи в период пандемии – это прежде всего обеспечение безопасности и сохранение здоровья сотрудников и, конечно, поддержание стабильного производства и сбыта продукции. Что изменилось в работе сотрудников в период пандемии? Задумывались ли Вы над тем, чтобы оптимизировать расходы, к примеру, сократить персонал?
– Здравствуйте. Сразу хочу отметить, что никакого сокращения сотрудников не было, а, наоборот, нами принято решение о расширении штата. Это было продиктовано несколькими причинами. Во-первых, во время подготовки к пандемии нам прежде всего было необходимо подготовить резерв, с тем, чтобы в случае выявления заражения среди сотрудников, достаточно быстро на это среагировать, не допустить закрытия магазинов. И здесь задача заключалась в следующем: не просто заменить одного сотрудника другим, а осуществить замену всего коллектива – всех, кто работал в одной смене, контактировал с заболевшим, и таким образом не допустить дальнейшего развития очага заражения. Вторая причина расширения штата заключается в том, что ограничение передвижения создавало для части наших работников, например, с Ташкентской области, отдалённых районов, трудности в том, чтобы вовремя добраться до места работы. Те, кто должен был работать с самого утра, иногда по объективным обстоятельствам добирались до работы ближе к полудню и другие моменты. Поэтому нам приходилось добирать в штат сотрудников, к примеру, для работы в утреннюю смену из числа тех, кто живёт неподалеку или не испытывает проблем в передвижении.
Во время первой волны заболевания и введения карантина наша компания привлекла к работе 533 новых сотрудника. Причём в ближайшее время мы надеялись вернуться к прежней численности, но в июле т.г., в связи с ростом количества заболевших, нам пришлось увеличить штат ещё на 338 человек. Возникла острая необходимость перехода на вахтовый режим работы. Практически ситуация сложилась так, что в одном магазине у нас работает увеличенный в два раза штат сотрудников – одна смена работает 7 дней, потом другая. Точно также построена работа в логистических распределительных центрах – складах, откуда поступает продукция на полки наших магазинов. Однако там вахтовый режим был введён значительно раньше. Представляете, если в таком центре обнаруживается хоть один заражённый, то в срочном порядке необходимо изолировать и отправить на карантин всех работников, поскольку это – очаг инфекции, который может распространиться очень быстро по всей сети супермаркетов. В некоторых случаях нам приходилось нанимать не только две, но и три смены. Кроме того, каждый вечер осуществляется дезинфекция всех помещений магазинов и складов. Тщательно контролируется температура, общее состояние работников, так как это риск не только для коллектива, но и для наших клиентов. При малейших признаках болезни сотрудник отправляется домой, и мы не возвращаем его на рабочее место, пока он не предоставит справку, подтверждающую отрицательный результат на коронавирус.
Такие обстоятельства вынудили нас наращивать резерв сотрудников. При этом за всеми заболевшими и теми, кто находился на карантине, сохранялась заработная плата в полном объёме, чтобы они могли содержать свои семьи. Тем, кто находился в карантинных зонах, помимо сохранения и увеличения заработной платы, мы привозили продукты, хозяйственные товары, старались их всячески поддерживать. В итоге, за прошедший период пандемии мы создали более 870 новых рабочих мест.
Вместе с тем, мы помогали и нашим подрядчикам, поскольку введение ограничительных условий на базарах, рынках способствовало росту объёма продаж нашей сети, приходилось увеличивать поставки. В целом, я думаю, сработал синергетический эффект, благодаря чему количество новых рабочих мест увеличилось и у наших партнёров – для экспедиторов, водителей, работников, задействованных в производстве средств индивидуальной защиты (масок, перчаток, дезинфицирующих средств). Также в большом объёме мы обеспечили работой сотрудников шести предприятий, которые ежедневно осуществляли дезинфекцию во всех 58 точках нашей торговой сети, плюс в двух больших логистических центрах. Уверен, что тысячи людей нашли работу во время карантина именно за счёт непрекращающейся и слаженной работы сети korzinka.uz.
– По данным СМИ, компания Anglesey Food, управляющая сетью супермаркетов korzinka.uz, привлекла 40 млн долл. инвестиций от Европейского банка реконструкции и развития. На какие цели предусмотрено потратить вложенный капитал?
– Инвестиции пойдут на поддержку нескольких направлений. Во-первых, расширение сети с текущих 58 до 140 супермаркетов к 2025 году. Второе – это улучшение операционной эффективности – IT-инфраструктуры и логистической системы, а также финансовой отчётности и стандартов корпоративного управления, приведение их в соответствии с международными стандартами.