Развитие логистики в любой стране, в т. ч. в Узбекистане, является приоритетным направлением, особенно в период глобализации и становления инновационной экономики. Узбекистан, имея особое геополитическое положение и сравнительно развитую транспортную инфраструктуру, находясь на стыке международных коридоров, имеет все предпосылки стать основным логистическим звеном, соединяющим Европу и Азию.
Через Узбекистан пролегает более 20 международных транспортных коридоров и маршрутов. Установлено сотрудничество с более чем 30 государствами в области международных автомобильных грузоперевозок. Однако логистика, придорожная инфраструктура и мощности пограничных таможенных пунктов не отвечают полностью всё более возрастающим требованиям доставки и транзита. Поэтому Президентом нашей страны даны поручения по дальнейшему развитию центров логистики и придорожной инфраструктуры, улучшению технического состояния и пропускной способности пограничных таможенных пунктов, активному внедрению информационных технологий в процесс оформления транспортных средств и грузов.
В настоящее время логистика превратилась в относительно сложный интегрированный процесс управления. Она уже сегодня является основным фактором в конкурентной борьбе. Успех в конкурентной борьбе между предприятиями и сетями единой цепочки создания стоимости, между странами и экономическими регионами определяется в первую очередь уровнем компетенции в логистике. Задача доставки груза на внешние рынки, вопросы оптимизации и снижения издержек на пути движения товаров, а также построение грамотной логистической цепочки поставок стоят и перед текстильной отраслью страны.
Все предприятия текстильной промышленности за последние годы добились значительных успехов в выпуске конкурентоспособной как на внутреннем, так и на мировом рынке продукции. Их усилия по оптимизации всех циклов производства и продвижения товаров на рынке могут рассматриваться как позитивные примеры организации их деятельности. Вместе с тем, для многих предприятий, как и для отрасли в целом, остаётся множество нерешённых проблем, связанных с интеграцией в новую систему хозяйствования, поиском своего места на рынке, преодолением значительного «экономического расстояния», отделяющего их от мировых рынков товаров и услуг. К тому же, в условиях обостряющейся конкуренции эффективная логистика становится для текстильных компаний рычагом конкурентной борьбы. Национальные производители испытывают растущее давление как со стороны местных конкурентов, так и со стороны известных мировых брендов. А скорость и надёжность доставки продукции являются важным конкурентным преимуществом – элементом бизнес-стратегии, составляющей бренда, условием устойчивой позиции на рынке. К примеру, бизнес-модель производителей популярной одежды Mango и Zara базируется на быстрой оборачиваемости ассортимента.
В целях повышения эффективности транспортно-логистической системы, выбора оптимальных маршрутов, оптимизации тарифов на перевозку текстильной продукции в структуре Ассоциации «Узтекстильпром» создан и функционирует отдел «Развитие логистической и инженерной инфраструктуры».
«Экономическое расстояние» между производителями и рынком можно значительно сократить не только посредством улучшения инфраструктуры, но и через упрощение процедур транзита и таможенной очистки, открытого и свободного доступа к источникам информации. Так, отделом осуществляется работа по формированию и постоянному обновлению открытой базы данных. В ней сосредоточена информация по существующей нормативно-правовой документации, нормативам, конъюнктуре цен, а также перечню компаний, оказывающих услуги в сфере транспортной логистики и грузоперевозок.
Кроме того, организовано взаимодействие по вопросам логистики с Министерством инвестиций и внешней торговли, Государственным таможенным комитетом, Министерством транспорта, АО «Узбекистон темир йуллари», НАК «Узбекистон хаво йуллари», Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков, логистическими компаниями и др. заинтересованными организациями.