(Русский) Анализ процессов экономической интеграции тюркского мира

1-2/2025

Sorry, this entry is only available in Russian and Uzbek. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in this site default language. You may click one of the links to switch the site language to another available language.

 
     После окончания холодной войны и распада СССР тюркские государства Центральной Азии и Азербайджан обрели независимость, и на политической карте мира, наряду с Турцией и Турецкой Республикой Северного Кипра (ТРСК), появилось пять новых тюркских респуб­лик, которым в короткие сроки предстояло решить множество внутренних задач: формирование новой идеологии и возрождение национальных ценностей, развитие национальной идентичности и национального государства, выработка политической стратегии, переход от плановой экономики к рыночной, введение национальной валюты и формирование новой финансовой системы, определение социальной политики, пересмотр национальной истории и другие. Параллельно с этими внутренними проблемами молодым государствам необходимо было за короткое время определить направления внешней политики, установить дипломатические отношения с другими странами и активно участвовать в процессах интеграции в мировое сообщество. Турция, первой признавшая независимость тюркских рес­публик, сыграла важную роль в их становлении и оказала им значительную поддержку. Также Турция, выступая в качестве проводника сотрудничества новых государств с западными странами и международными организациями, подняла вопрос об укреплении сотрудничества в рамках тюркского мира.
     В 2010 г. на Стамбульском саммите было официально учреждено конкретное структурное образование – Тюркский совет, основы которого были заложены ещё в 2009 г. Нахичеванским соглашением, предусматривавшим сотрудничество в областях торговли, энергетики, транспорта, культуры и образования. В дополнение к Тюркскому совету были созданы также Совет глав государств, Совет министров иностранных дел, Совет аксакалов, Комитет старших должностных лиц и Секретариат, расположенный в Стамбуле. Таким образом, 2010 г. стал годом официального начала деятельности Тюркского совета, перед которым были поставлены цели реализовать общие задачи между государствами-членами в сферах политики, экономики, образования, культуры и туризма, а также обеспечение мира в Евразии, региональной безопасности и стабильности через эффективную координацию в борьбе с терроризмом и незаконной торговлей. В соответствии с решениями, принятыми на Стамбульском саммите, были начаты проекты в сферах образования, экономики, безопасности и культуры, что создало комплексную платформу сотрудничества, поддерживающую общее видение тюркского мира.
 
Основные цели и задачи Организации тюркских государств (ОТГ)
 
     ● Углубление интеграции тюркоязычных государств в сферах экономики, торговли, транспорта, энергетики, цифровых технологий, образования и культуры.
     ● Развитие совместной политической платформы, способствующей укреплению региональной стабильности, координации внешней политики, активному международному представительству тюркского мира.
     ● Создание единой инфраструктуры, включая Тюркский инвестиционный фонд, «Средний коридор» (транспортно-логистический проект), совместные образовательные и культурные инициативы.
     ● Содействие устойчивому развитию и инновациям: проекты в области «зелёных» технологий и «умных» городов; энергетическая безопасность и цифровизация.
     ● Формирование общего будущего через «Видение – 2040», предусматривающее: стратегическое планирование в долгосрочной перспективе; согласование интересов членов и наблюдателей; взаимодействие с третьими странами и международными организациями.
     ● Укрепление тюркской идентичности и солидарности через совместные культурные и исторические проекты, обмен опытом, особенно среди молодёжи.
 
Темы, задачи и решения саммитов ОТГ
 
     Необходимо отметить особую значимость встречи глав государств тюркоязычных стран, состоявшейся в Анкаре 31 октября 1992 г. под руководством Президента Турции Тургута Озала. Турция сыграла ведущую роль в начале институционального сотрудничества, и принятые решения стали основой долгосрочного видения региональной интеграции тюркского мира. С того времени саммиты глав государств тюркоязычных стран проводятся официально, регулярно и направлены на укрепление политического, экономического и культурного сотрудничества между странами тюркского мира, заложив основу для институционализации партнёрства в таких сферах, как безопасность, образование и экономическое развитие (таблица).
 
Экономические показатели сотрудничества в рамках Организации тюркских государств
 
     Большинство стран – членов Организации тюркских государств находятся в Центральной Азии, родине тюркских народов, что делает этот регион стратегически значимым, так как граничит с такими важными государствами, как Россия, Китай, Иран, Афганистан, Индия и Пакистан. Он также обладает богатыми природными ресурсами, такими как природный газ и нефть, а также находится на маршруте китайской инициативы «Один пояс – один путь», играя роль моста между Востоком и Западом.
     Организация тюркских государств предпринимает различные стратегические шаги для углубления экономического сотрудничества между странами-членами и странами-наблюдателями. В 2023 г. впервые был подготовлен и опубликован «Экономический обзор тюркских государств» на 8 языках в сотрудничестве с Центром экономических реформ и коммуникационного анализа Азербайджана (Тюркский Совет, 2023).
     Одним из ключевых элементов процесса экономической интеграции является финансовое взаимодействие за счёт созданного в 2023 г. в Анкаре Туркменского инвестиционного фонда, странами-учредителями которого стали Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Турция. В 2024 г. в Стамбуле состоялось первое собрание управляющих Фонда. Туркменский инвестиционный фонд стал первым совместным финансовым учреждением для экономической интеграции стран тюркского мира. Основные цели Фонда: развитие экономических и торговых отношений между тюркскими странами; поддержка совместных проектов в таких сферах, как инфраструктура, возобновляемые источники энергии, сельское хозяйство, туризм и информационные технологии; содействие финансированию, грантам и технической помощи для реализации общественно важных проектов; укрепление торгового и экономического сотрудничества между странами – членами ОТГ. На состоявшемся в 2024 г. 11-м саммите (Бишкек) участники ОТГ приняли Бишкекскую декларацию, которая содержит целый ряд целей по углублению экономического сотрудничества, цифровой трансформации, устойчивому развитию и безопасности. Планируется увеличение товарооборота между странами, стимулирование прямых инвестиций и укрепление экономического сотрудничества. В рамках этого, в 2025 г. планируется запуск Туранской свободной экономической зоны (TURANSEZ), которая будет направлена на углубление экономических связей и расширение региональных инвестиционных возможностей среди стран – членов ОТГ.
     В 2024 г. доля стран – членов ОТГ в мировой экономике составила примерно 2%, а их совокупный ВВП – 2,1 трлн долл., что соответствует доле в 1,8% от мирового ВВП. В этом контексте тюркские государства показали более высокие темпы экономического роста: их ВВП увеличился на 5,2% при общем росте мировой экономики на 3,2 процента. Ещё одним важным моментом является то, что к 2025 г. население стран – членов ОТГ составило 178,8 млн человек, что составляет 2,8% от мирового населения. Эти цифры демонстрируют важную роль тюркских стран как с точки зрения экономики, так и с точки зрения демографии в мировом контексте. Стоит также отметить, что объём торговли между странами – членами ОТГ с 2016 по 2024 гг. увеличился в 2,7 раза и составил 36,7 млрд долларов. Общий объём внешней торговли стран-участников и стран – наблюдателей ОТГ в 2024 г. превысил 1,2 трлн долл., а номинальный ВВП составил 2,1 трлн долл. (по паритету покупательной способности – 5,6 трлн долларов).
 
Макроэкономические показатели стран – членов ОТГ в 2024 году
 
     Анализ макроэкономических показателей стран – членов ОТГ в 2024 г. показывает, что ВВП всех тюркских стран увеличился, средний темп роста составил 5,52%, что является достаточно высоким показателем. Самый высокий рост продемонстрировал Кыргызстан (9%), а самый низкий – Турция (3,2 процента).
 
 
Нур ЧЕТИН, профессор, доктор, декан факультета экономики и административных наук университета Ахии Эврана в Кыршехире, заведующая кафедрой международных отношений
 
 
Весь текст статьи вы можете прочитать в печатной версии журнала.

DO'STLARINGIZGA TAVSIYA ETING

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

  • AFFICHE

  • PR

  • JURNAL SONLARI ARXIVI

  • Contacts

    1, Alay Street, Tashkent 100000 Uzbekistan

  • Subscribe To News

    (Русский) Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Any reproduction or use of excerpts from publications can be made only with the written consent of the publisher; when reprinting materials, a link to the source is required.