Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
Во все времена внешнеторговые отношения благотворно влияли на укрепление сотрудничества между государствами. Всем известен факт, что первой статьёй китайского экспорта ещё во II в. до н. э. стал шёлк, давший название маршруту, многие века соединявшему Восток и Запад, – Великому шёлковому пути. Уже в те давние времена Великий шёлковый путь не был единой магистралью, он объединял несколько дорог, пролегающих в обход пустынь и горных массивов. С VI в. н. э. для перевозок стали использовать реки и моря.
Конкурентоспособный экспорт должен быть и эффективным, а именно: создавать рынок для высококвалифицированных работников, внедрять и развивать технологии в производстве. Особое внимание руководством нашей страны уделяется расширению позиций отечественной продукции на внешних рынках, о чём свидетельствует принятый в Узбекистане комплекс дополнительных мер по повышению экспортного потенциала текстильной и швейно-трикотажной промышленности страны. В их числе – создание Агентства продвижения экспорта при Министерстве инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан от 20 декабря 2018 г., в задачи которого входят реализация программы «Made in Uzbekistan» по продвижению отечественных брендов и товаров за рубежом, в т.ч. через проведение национальных выставок, а также различные виды содействия организациям-экспортёрам (информационно-консультативная поддержка, юридические услуги, финансовая, маркетинговая помощь, в вопросах налогового и таможенного администрирования, ценообразования, внедрения международных систем стандартизации и сертификации, содействие в поиске покупателей и другие).
Текстильная отрасль играет существенную роль в экономике и, в частности, экспорте нашей страны. Количество текстильных предприятий, вовлечённых в экспортную деятельность, достигло более 1000 единиц. В 2018 г. Узбекистан экспортировал текстильную продукцию на 1,6 млрд долл. США, что составляет более 10 % от общего объёма экспортных операций.
В 55 стран мира осуществлён экспорт новых видов продукции: компактная пряжа, палаточное полотно, махровые швейные изделия, домашний текстиль, меланжевая пряжа, поплин, технические ткани, этикетки и прочее. В структуре экспорта доля товаров с высокой добавленной стоимостью в общем объёме экспорта составила более 46 процентов. С учётом устойчивого и всё возрастающего спроса на отечественную хлопчатобумажную продукцию на мировом товарном рынке проводится работа по развитию географии экспорта продукции, поиску альтернативных рынков сбыта стран ЕС, Америки и Юго-Восточной Азии. Уже освоены новые рынки сбыта: США, Сальвадор, Филиппины, Марокко, Хорватия, Израиль, Кения, Канада, Колумбия, Саудовская Аравия и другие.
В настоящее время работают более 70 торговых домов крупных предприятий-экспортёров в странах ЕС, СНГ и Азии, основной задачей которых является установление контактов с новыми партнёрами для увеличения экспорта отечественной текстильной продукции.
В целях расширения ассортимента отечественной продукции ведётся работа по доставке продукции через интернет-магазины, а также внедрение в систему интернет-торговли Amazon для доставки товаров покупателям. В результате только в этом году годовой прирост экспорта готовой продукции должен составить около 32 млн долларов.
Широкие возможности для производителей-экспортёров открыл Указ Президента Республики Узбекистан от 14 декабря 2017 г. «О мерах по ускоренному развитию текстильной и швейно-трикотажной промышленности». В производственный процесс внедряются лучшие дизайнерские разработки, исходя из тенденций, веяний и направлений современной моды. К примеру, ИП ООО «БултексЕвростар» работает совместно с болгарскими дизайнерами компании «Коккет» и выпускает изделия под брендом «Cherubino», ООО «Имени 8 марта» тесно взаимодействует с итальянскими дизайнерами, ООО «Донг Сан» – с ассоциацией дизайнеров Южной Кореи, СП ООО «Евротексглобал» – немецкими, ИП ООО «Лукботектиль» – турецкими, ИП ООО «Фрешстайл» – российскими дизайнерами. Наряду с этим широко применяются наработки отечественных дизайнеров дизайн-центра «Шарк Либослари», функционирующего при Ассоциации «Узтекстильпром».
При осуществлении экспортных и импортных операций важную роль играет оперативная доставка товара покупателю, чему активно содействует отдел «Развитие логистической и инженерной инфраструктуры» Ассоциации «Узтекстильпром», который совместно с транспортно-логистическими компаниями UNICO, Access World Transpor, TIR-AVTO и CJ ICM FZCO оказывает профессиональные услуги по транспортной логистике текстильным предприятиям страны.
В целях обеспечения выполнения планов экспорта на 2019 г. (1,9 млрд долл.) Ассоциацией «Узтекстильпром» организован штаб поддержки экспорта, в состав которого входят сотрудники, а также региональные представители Ассоциации. Они оказывают содействие экспорту отечественной текстильной продукции, изучают и решают существующие проблемные вопросы.