Совсем скоро Узбекистан отметит 25-летие своего независимого развития в новейшей истории. Четверть века – это по историческим меркам небольшой срок. Но та же история доказывает, что очень часто наиболее кардинальные изменения в развитии стран и народов, хотя и зреют подспудно, но происходят именно за относительно небольшой период. Для этого необходимы сильная политическая воля, глубокое понимание имеющихся проблем, чёткая стратегия развития и идеология, объединяющая народ для достижения поставленных целей.
В начале 90-х годов прошлого столетия Узбекистан, обладающий уникальными природно-климатическими условиями, богатыми минерально-сырьевыми ресурсами, грамотной, трудолюбивой и дисциплинированной рабочей силой, оказался по уровню дохода на душу населения в числе бедных государств мира.
Причиной этому, наряду с общими пороками централизованно-плановой системы, являлась гипертрофированно однобокая экономика, развивавшаяся долгие годы не просто с акцентом на сельское хозяйство, но и в самом сельском хозяйстве – на производстве хлопка. Сейчас это кажется странным, но даже производимый в республике хлопок перерабатывался в готовую продукцию преимущественно в других республиках. То же самое было и с промышленными минерально-сырьевыми ресурсами. В республике имелось крайне мало перерабатывающих производств, выпускающих готовую продукцию с добавленой стоимостью. Говоря цифрами, в начале 90-х годов в экономике страны доминировало сельское хозяйство, доля которого составляла более трети всего валового внутреннего продукта, в то время как доля промышленности, где также преобладали отрасли, ориентированные на сельское хозяйство, – хлопкоочистительная и сельхозмашиностроение, составляла около 14 процентов.
В этих условиях Узбекистан изначально избрал путь осуществления одновременно двух глубоких экономических трансформаций: переход от централизованно-плановой к рыночной системе хозяйствования и от аграрно-сырьевой к современной экономике, ядро которой составляет высокотехнологичная индустрия.
При этом необходимо было учитывать специфические особенности менталитета народа, история которого насчитывает тысячелетия, а также национальные обычаи, традиции и уклад жизни людей различных национальностей и вероисповеданий.
Надо признать, что Узбекистан – не единственная постсоветская республика, которая столкнулась с подобными проблемами. Но нам повезло. Повезло в том, что страну на тот момент возглавил человек, роль которого в развитии современного Узбекистана переоценить невозможно.
Речь идёт о Президенте Республики – Исламе Каримове. Именно благодаря ему республика не пошла по пути «шоковой терапии», ваучерной приватизации и стандартных рекомендаций международных финансовых институтов и экспертов, следование которым во многих других бывших постсоветских республиках привело к концентрации огромных богатств на одном полюсе и постыдной бедности образованного, с высоким уровнем культурного развития и добросовестно работающего населения – на другом.
Выработанная Президентом Узбекистана модель перехода к социально-ориентированной свободной рыночной экономике, получившей впоследствии среди международных экспертов название «узбекская модель», базируется на пяти ключевых принципах: приоритете экономики над политикой, верховенстве закона, лидирующей роли государства в проведении реформ, сильной социальной политике, поэтапности реформ.
Благодаря следованию этой модели уже в 1996 году, в самый короткий по сравнению с другими республиками срок, страна остановила экономический спад, который к тому же был наименьшим среди других стран, обеспечила макроэкономическую стабильность и приступила к реализации главных экономических задач, связанных со структурными преобразованиями экономики, развивающейся на рыночных принципах. Все реформы осуществлялись на основе социального консенсуса с населением, поддержавшим проводимые реформы.
Устойчивость и успешность «узбекской модели» подтверждают объективные факты: экономика страны достойно выдержала все «стресс-тесты» глубоких потрясений региональной и мировой экономики в кризисные периоды 1997–1998 годов, 2008–2009 годов, продолжающиеся и в настоящее время. Ни в одном из этих периодов темпы экономического роста в Узбекистане не упали. Более того, в последние 10 лет среднегодовые темпы роста составляют не менее 8%, демонстрируя высокую адаптивность экономики к самым неблагоприятным изменениям мировой конъюнктуры и экономического положения в странах-партнёрах.
Для многих, не знающих глубоко стратегию экономической трансформации в нашей стране, покажется удивительным, что в числе первых национальных программ, начатых в 1996 году, была реформа образования. Это сегодня уже большинству стало понятным, что главная конкуренция в мире разворачивается именно за высококвалифицированные трудовые ресурсы. Но в тот период выделение миллиардных средств на образование для совсем небогатой страны было неожиданным и, главное, очень непростым решением.
В результате проведённого реформирования Узбекистан перешёл на 12-летнее обязательное бесплатное общее образование, включая завершающий 3-летний период профессионального образования. Более 1,5 тыс. вновь построенных профессиональных колледжей готовят молодых людей для рынка труда по всем востребованным специальностям. Материально-техническая база колледжей обладает не только хорошо оснащёнными учебными лабораториями, но и производственными мастерскими с самым современным оборудованием.
Одновременно было вновь построено, реконструировано и капитально отремонтировано более 8,2 тыс. общеобразовательных школ, которые также были оснащены современными лабораториями и компьютерными классами. В настоящее время реформа продолжается уже в дошкольной сфере и в системе высшего образования. Мы имеем филиалы лучших высших учебных заведений ряда стран, в числе которых Россия (МГУ, РГУ нефти и газа им. Губкина, РЭУ им. Плеханова), Корея (Институт Инха), Великобритания (Вестминстерский университет), Италия (Туринский политехнический институт), Сингапур (Институт развития менеджмента).
В настоящее время ежегодные расходы на образование в Узбекистане составляют порядка 10–12% к ВВП, что почти в два раза превышает рекомендуемые ЮНЕСКО объёмы инвестиций в образование, необходимые для обеспечения устойчивого прогресса страны.
Завершая разговор о вкладе в молодое поколение, необходимо отметить, что в стране под руководством Президента действует Фонд развития детского спорта. И сегодня каждая школа у нас имеет в обязательном порядке не только летнюю спортивную площадку, но и зимний спортивный зал, оборудованный спортивными снарядами, преимущественно произведёнными в стране. По всей республике созданы сотни спортивных комплексов и сооружений, теннисные корты, футбольные поля, многофункциональные спортивные залы, в которых занимаются спортом 98,9% учащихся общеобразовательных школ, академических лицеев, профессиональных колледжей. Реализуется также программа строительства плавательных бассейнов.
Не все знают, но в стране только за последние семь лет построены или капитально отремонтированы 282 школы музыки и искусства, что позволяет гармонично развиваться молодым людям, повышать не только их образовательный, но и культурный уровень.
За период с 1996 года в сферу образования и спорта было вложено 7,3 млрд долл. США в эквиваленте. И мы считаем эти вложения самыми выгодными. Сегодня именно они позволяют нам внедрять современные технологии в различные отрасли экономики и быть уверенными, что наша молодёжь без затруднений их освоит.
Даже несмотря на неблагоприятную международную конъюнктуру цен на экспортируемые страной товары, порядка 60% расходов государственного бюджета ежегодно направляются на социальные нужды, в то время как в начале 90-х годов эти средства не превышали и трети бюджетных расходов.
Важнейшие реформы были осуществлены в сфере сельского хозяйства. Узбекистан, аграрный сектор которого может развиваться только на основе дорогостоящего поливного земледелия, не пошёл по пути приватизации земли, ресурсы которой, по сравнению с численностью сельского населения, ограничены. Зато мы полностью перешли на современную фермерскую форму хозяйствования, при которой земля передаётся в аренду пользователям на 49 лет.
В аграрном секторе внедряются современные технологии, в том числе посадка интенсивных садов, капельное орошение, высокотехнологичное животноводство. Достаточно сказать, что если до 1990 года в Узбекистан завозилось более 5 млн т зерна, а своего производилось менее 1 млн т, то в настоящее время, производя более 8 млн т зерна, Узбекистан приобрёл зерновую независимость и даже стал экспортёром пшеницы. В результате, ежегодные темпы роста производства в сельском хозяйстве страны составляют 6–6,5 процента. За 15 лет производство сельскохозяйственной продукции выросло более чем в 2,5 раза.
Узбекистан – страна с огромным экономическим потенциалом, и в то же время здесь имеется множество незадействованных внутренних ресурсов. Благодаря резко континентальному климату с низкой влажностью у нас выращивается большое количество вкусных, сочных, с неповторимым ароматом фруктов, бахчевых культур и овощей, которые не встретишь ни в одном уголке земного шара.
На производимые у нас продукты садоводства и овощеводства большой спрос за рубежом. Например, Узбекистан несколько раз в год поставляет в Россию миллионы тонн свежих, сушёных и переработанных фруктов и овощей. Экспорту выращиваемой фермерами продукции способствует специализированная внешнеторговая компания «Узагроэкспорт».
12–16 июля текущего года в столице нашей республики прошла Первая международная плодоовощная ярмарка, на которой были представлены все виды производимых у нас свежих и сушёных фруктов, овощей, бахчевых, а также зерновых культур. В ярмарке приняли участие более 170 местных производителей фруктов и овощей, перерабатывающих предприятий и экспортёров.
Также на ярмарку были приглашены более 200 представителей перерабатывающих, торговых и транспортно-логистических компаний из 27 зарубежных стран. Ими были отмечены высокое качество производимой в Узбекистане продукции и отличный уровень организации мероприятия.
Также на ярмарке была создана площадка для заключения контрактов на экспорт свежей и переработанной плодоовощной продукции, что значительно упростило доступ крупных оптовых потребителей плодоовощной продукции к закупке из первых рук самых качественных узбекских фруктов и овощей. Зарубежными компаниями был заключён 361 договор на поставку 2,9 млн т плодоовощной продукции. Необходимо отметить, что с Россией было заключено 46% от общего количества договоров, Казахстаном – 27%, Азербайджаном – 7,5%, Киргизией – 6,8%, Кореей – 3,6 процента. Кроме этого, в результате расширения географии экспорта подписаны договоры с Шотландией – на 39,1 тыс. т и Новой Зеландией – на 12,5 тыс. тонн.
Реформы в промышленном секторе Узбекистана начались с приватизации предприятий нестратегических отраслей: лёгкой, мебельной, пищевой, фармацевтической, машиностроительной, электротехнической промышленности. В результате развития именно этих трудоёмких отраслей увеличились темпы промышленного производства, обеспечена занятость большого числа трудоспособного населения.