Sorry, this entry is only available in Русский. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
Совсем скоро Узбекистан отметит 25-летие своего независимого развития в новейшей истории. Четверть века – это по историческим меркам небольшой срок. Но та же история доказывает, что очень часто наиболее кардинальные изменения в развитии стран и народов, хотя и зреют подспудно, но происходят именно за относительно небольшой период. Для этого необходимы сильная политическая воля, глубокое понимание имеющихся проблем, чёткая стратегия развития и идеология, объединяющая народ для достижения поставленных целей.
В начале 90-х годов прошлого столетия Узбекистан, обладающий уникальными природно-климатическими условиями, богатыми минерально-сырьевыми ресурсами, грамотной, трудолюбивой и дисциплинированной рабочей силой, оказался по уровню дохода на душу населения в числе бедных государств мира.
Причиной этому, наряду с общими пороками централизованно-плановой системы, являлась гипертрофированно однобокая экономика, развивавшаяся долгие годы не просто с акцентом на сельское хозяйство, но и в самом сельском хозяйстве – на производстве хлопка. Сейчас это кажется странным, но даже производимый в республике хлопок перерабатывался в готовую продукцию преимущественно в других республиках. То же самое было и с промышленными минерально-сырьевыми ресурсами. В республике имелось крайне мало перерабатывающих производств, выпускающих готовую продукцию с добавленой стоимостью. Говоря цифрами, в начале 90-х годов в экономике страны доминировало сельское хозяйство, доля которого составляла более трети всего валового внутреннего продукта, в то время как доля промышленности, где также преобладали отрасли, ориентированные на сельское хозяйство, – хлопкоочистительная и сельхозмашиностроение, составляла около 14 процентов.
В этих условиях Узбекистан изначально избрал путь осуществления одновременно двух глубоких экономических трансформаций: переход от централизованно-плановой к рыночной системе хозяйствования и от аграрно-сырьевой к современной экономике, ядро которой составляет высокотехнологичная индустрия.
При этом необходимо было учитывать специфические особенности менталитета народа, история которого насчитывает тысячелетия, а также национальные обычаи, традиции и уклад жизни людей различных национальностей и вероисповеданий.
Надо признать, что Узбекистан – не единственная постсоветская республика, которая столкнулась с подобными проблемами. Но нам повезло. Повезло в том, что страну на тот момент возглавил человек, роль которого в развитии современного Узбекистана переоценить невозможно.
Речь идёт о Президенте Республики – Исламе Каримове. Именно благодаря ему республика не пошла по пути «шоковой терапии», ваучерной приватизации и стандартных рекомендаций международных финансовых институтов и экспертов, следование которым во многих других бывших постсоветских республиках привело к концентрации огромных богатств на одном полюсе и постыдной бедности образованного, с высоким уровнем культурного развития и добросовестно работающего населения – на другом.
Выработанная Президентом Узбекистана модель перехода к социально-ориентированной свободной рыночной экономике, получившей впоследствии среди международных экспертов название «узбекская модель», базируется на пяти ключевых принципах: приоритете экономики над политикой, верховенстве закона, лидирующей роли государства в проведении реформ, сильной социальной политике, поэтапности реформ.
Благодаря следованию этой модели уже в 1996 году, в самый короткий по сравнению с другими республиками срок, страна остановила экономический спад, который к тому же был наименьшим среди других стран, обеспечила макроэкономическую стабильность и приступила к реализации главных экономических задач, связанных со структурными преобразованиями экономики, развивающейся на рыночных принципах. Все реформы осуществлялись на основе социального консенсуса с населением, поддержавшим проводимые реформы.
Устойчивость и успешность «узбекской модели» подтверждают объективные факты: экономика страны достойно выдержала все «стресс-тесты» глубоких потрясений региональной и мировой экономики в кризисные периоды 1997–1998 годов, 2008–2009 годов, продолжающиеся и в настоящее время. Ни в одном из этих периодов темпы экономического роста в Узбекистане не упали. Более того, в последние 10 лет среднегодовые темпы роста составляют не менее 8%, демонстрируя высокую адаптивность экономики к самым неблагоприятным изменениям мировой конъюнктуры и экономического положения в странах-партнёрах.
Для многих, не знающих глубоко стратегию экономической трансформации в нашей стране, покажется удивительным, что в числе первых национальных программ, начатых в 1996 году, была реформа образования. Это сегодня уже большинству стало понятным, что главная конкуренция в мире разворачивается именно за высококвалифицированные трудовые ресурсы. Но в тот период выделение миллиардных средств на образование для совсем небогатой страны было неожиданным и, главное, очень непростым решением.
В результате проведённого реформирования Узбекистан перешёл на 12-летнее обязательное бесплатное общее образование, включая завершающий 3-летний период профессионального образования. Более 1,5 тыс. вновь построенных профессиональных колледжей готовят молодых людей для рынка труда по всем востребованным специальностям. Материально-техническая база колледжей обладает не только хорошо оснащёнными учебными лабораториями, но и производственными мастерскими с самым современным оборудованием.
Одновременно было вновь построено, реконструировано и капитально отремонтировано более 8,2 тыс. общеобразовательных школ, которые также были оснащены современными лабораториями и компьютерными классами. В настоящее время реформа продолжается уже в дошкольной сфере и в системе высшего образования. Мы имеем филиалы лучших высших учебных заведений ряда стран, в числе которых Россия (МГУ, РГУ нефти и газа им. Губкина, РЭУ им. Плеханова), Корея (Институт Инха), Великобритания (Вестминстерский университет), Италия (Туринский политехнический институт), Сингапур (Институт развития менеджмента).
В настоящее время ежегодные расходы на образование в Узбекистане составляют порядка 10–12% к ВВП, что почти в два раза превышает рекомендуемые ЮНЕСКО объёмы инвестиций в образование, необходимые для обеспечения устойчивого прогресса страны.
Завершая разговор о вкладе в молодое поколение, необходимо отметить, что в стране под руководством Президента действует Фонд развития детского спорта. И сегодня каждая школа у нас имеет в обязательном порядке не только летнюю спортивную площадку, но и зимний спортивный зал, оборудованный спортивными снарядами, преимущественно произведёнными в стране. По всей республике созданы сотни спортивных комплексов и сооружений, теннисные корты, футбольные поля, многофункциональные спортивные залы, в которых занимаются спортом 98,9% учащихся общеобразовательных школ, академических лицеев, профессиональных колледжей. Реализуется также программа строительства плавательных бассейнов.
Не все знают, но в стране только за последние семь лет построены или капитально отремонтированы 282 школы музыки и искусства, что позволяет гармонично развиваться молодым людям, повышать не только их образовательный, но и культурный уровень.
За период с 1996 года в сферу образования и спорта было вложено 7,3 млрд долл. США в эквиваленте. И мы считаем эти вложения самыми выгодными. Сегодня именно они позволяют нам внедрять современные технологии в различные отрасли экономики и быть уверенными, что наша молодёжь без затруднений их освоит.
Даже несмотря на неблагоприятную международную конъюнктуру цен на экспортируемые страной товары, порядка 60% расходов государственного бюджета ежегодно направляются на социальные нужды, в то время как в начале 90-х годов эти средства не превышали и трети бюджетных расходов.
Важнейшие реформы были осуществлены в сфере сельского хозяйства. Узбекистан, аграрный сектор которого может развиваться только на основе дорогостоящего поливного земледелия, не пошёл по пути приватизации земли, ресурсы которой, по сравнению с численностью сельского населения, ограничены. Зато мы полностью перешли на современную фермерскую форму хозяйствования, при которой земля передаётся в аренду пользователям на 49 лет.
В аграрном секторе внедряются современные технологии, в том числе посадка интенсивных садов, капельное орошение, высокотехнологичное животноводство. Достаточно сказать, что если до 1990 года в Узбекистан завозилось более 5 млн т зерна, а своего производилось менее 1 млн т, то в настоящее время, производя более 8 млн т зерна, Узбекистан приобрёл зерновую независимость и даже стал экспортёром пшеницы. В результате, ежегодные темпы роста производства в сельском хозяйстве страны составляют 6–6,5 процента. За 15 лет производство сельскохозяйственной продукции выросло более чем в 2,5 раза.
Узбекистан – страна с огромным экономическим потенциалом, и в то же время здесь имеется множество незадействованных внутренних ресурсов. Благодаря резко континентальному климату с низкой влажностью у нас выращивается большое количество вкусных, сочных, с неповторимым ароматом фруктов, бахчевых культур и овощей, которые не встретишь ни в одном уголке земного шара.
На производимые у нас продукты садоводства и овощеводства большой спрос за рубежом. Например, Узбекистан несколько раз в год поставляет в Россию миллионы тонн свежих, сушёных и переработанных фруктов и овощей. Экспорту выращиваемой фермерами продукции способствует специализированная внешнеторговая компания «Узагроэкспорт».
12–16 июля текущего года в столице нашей республики прошла Первая международная плодоовощная ярмарка, на которой были представлены все виды производимых у нас свежих и сушёных фруктов, овощей, бахчевых, а также зерновых культур. В ярмарке приняли участие более 170 местных производителей фруктов и овощей, перерабатывающих предприятий и экспортёров.
Также на ярмарку были приглашены более 200 представителей перерабатывающих, торговых и транспортно-логистических компаний из 27 зарубежных стран. Ими были отмечены высокое качество производимой в Узбекистане продукции и отличный уровень организации мероприятия.
Также на ярмарке была создана площадка для заключения контрактов на экспорт свежей и переработанной плодоовощной продукции, что значительно упростило доступ крупных оптовых потребителей плодоовощной продукции к закупке из первых рук самых качественных узбекских фруктов и овощей. Зарубежными компаниями был заключён 361 договор на поставку 2,9 млн т плодоовощной продукции. Необходимо отметить, что с Россией было заключено 46% от общего количества договоров, Казахстаном – 27%, Азербайджаном – 7,5%, Киргизией – 6,8%, Кореей – 3,6 процента. Кроме этого, в результате расширения географии экспорта подписаны договоры с Шотландией – на 39,1 тыс. т и Новой Зеландией – на 12,5 тыс. тонн.
Реформы в промышленном секторе Узбекистана начались с приватизации предприятий нестратегических отраслей: лёгкой, мебельной, пищевой, фармацевтической, машиностроительной, электротехнической промышленности. В результате развития именно этих трудоёмких отраслей увеличились темпы промышленного производства, обеспечена занятость большого числа трудоспособного населения.